• Преподавателю
  • Биология
  • Публикация по биологии Активные методы обучения как способ повышения мотивации учащихся старших классов на уроках биологии

Публикация по биологии Активные методы обучения как способ повышения мотивации учащихся старших классов на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные методы обучения как способ повышения мотивации учащихся старших классов на уроках биологии

Выступление на заседании городскиго МО

13.03.2014 г.

Свое выступление я хотела бы начать с цитаты стихотворения Николая Рыленкова:


Хоть выйди ты не в белый свет

А в поле за околицей -

Пока идешь за кем - то вслед

Дорога не запомнится,

Зато, куда б ты не попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н. Рыленко

Современный этап развития общества требует совершенствования процесса обучения в школе, и, прежде всего, пересмотра системы работы учителя с учащимися. Сегодня для учителя главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни.

В свете этого по-прежнему актуальной для учебного процесса остается проблема активизации деятельности ученика. Чтобы каждый учащийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить особое внимание активным методам обучения.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения самых разнообразных задач.

В настоящее время в своей работе я широко использую следующие методы активного обучения:


  • Мозговой штурм;

  • Творческие задания - исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…;

  • Работа в малых группах - решение занимательных биологических задач;

  • Проблемное обучение;

  • Соревнования - викторины;

  • Ученик в роли учителя;

  • Использование ИКТ;

  • Проектный метод.

Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников данном вопросе, их опорных знаний.

Полагаю, что основная проблема урока - повышение качества знаний учащихся. Поэтому на уроке учу детей выделять главное в излагаемом материале. Для более подготовленных учеников я применяю карточки-инструкции, для слабоуспевающих - тесты с выбором ответа, яркие слайды, игровые моменты. Дифференцирую задания по степени оказания помощи обучающимся со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Работа организуется так, чтобы со временем самостоятельность школьников возрастала, а доза помощи снижалась.

Интересным мне кажется использование метода проблемного обучения в 11 классе при изучении раздела Надорганизменные уровни организации живой природы. В этом году при изучении темы «Влияние деятельности человека на состояние биосферы» ребятам было предложено самостоятельно рассмотреть все аспекты антропогенного влияния на окружающую среду. По итогам своей работы они представили компьютерные презентации с докладами по заданным подтемам. Нескольким группам было поручено провести анализ загрязнения геосистем, а отдельная группа должна была предложить все возможные пути выхода из экологического кризиса. Результат превзошел все мои ожидания. Учащиеся не только добросовестно выполнили домашнюю работу по подготовке к уроку, но и включились в активную дискуссию при защите групп.

Что касается игровых моментов на уроках, то, конечно, игры в среднем и старшем звене отличаются. Готовясь к игре или проводя её, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности класса. Игры-упражнения провожу на уроках достаточно часто. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысливания и закрепления учебного материала. Это могут быть кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок и др.

В старших классах это чаще всего ролевые игры, где ребятам надо самим выработать какое-то решение. Например, в 10 классе мы проводили урок-игру «Путешествие по эукариотической клетке», целью которого было закрепление и обобщение знаний по достаточно сложной для восприятия теме «Клетка как целостная система».

И конечно, следует отметить, что сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место вышли компьютер и Интернет. Поэтому резко возросла и их роль в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Надо сказать, эти технологии позволяют выявить и развить творческие способности тех учащихся, которые на обычных уроках не проявляют особого интереса к предмету. Реалии нашей жизни таковы, что компьютер очень часто заменяет ребенку реальный мир, а учеба уходит на второй, а может и на последний план. Но своего врага мы можем превратить в союзника, если предложим детям подготовить презентацию или видеофильм, или даже создать сайт в рамках какого-то реализуемого проекта. Опыт показывает, что этот подход является очень действенным.

Также, на мой взгляд, важным моментом в преподавании биологии является развитие навыков исследовательской деятельности. Ее достоинство состоит в том, что она развивает мышление, предоставляет возможность самостоятельного поиска и дает ребенку радость открытия. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. В этом году мы представляли на городскую сессию МАН работу ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЗАМЕНИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ БЫТОВОЙ ХИМИИ КАК ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА учащихся 11 класса. Работа была в некоторой степени коллективной, т.к. включала в себя опрос и использование ИКТ для обработки результатов, в чем докладчице помогали одноклассники. Для себя я сделала вывод, что исследовательская работа подросткам интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. Это делает их взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и глазах товарищей.

Ну и планах на будущее. Сейчас мы работаем над проектом по гипотезам происхождения жизни на Земле. Ребята заинтересовались темой, и мы надеемся , что эта работа выльется в тесное сотрудничество, которое даст толчок и их дальнейшей исследовательской деятельности, которую, я надеюсь, они будут продолжать и в вузах.

Подводя итоги, я хотела бы отметить, что у каждого учителя есть собственные соображения по поводу воспитания и образования детей. Моя концепция основывается на любви к детям. Я уверена, что каждый ученик - личность, у которой определен свой путь успеха, а этапы на этом пути могут быть различными. Первое, в чем я стараюсь убедить ребенка - это ставить перед собой задачу и не бояться ее решать. Потому что потерпеть неудачу - не самое худшее, хуже - не пытаться. Моя задача вселить ученикам, способность побороть страх перед знанием. И только тогда их разум будет раскрыт навстречу жизни.

В завершение мне хотелось бы привести слова, высеченные на камне у входа в центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк: "Образование не достигает точки насыщения". Этим принципом я руководствуюсь в своей деятельности и прививаю его своим учащимся.


© 2010-2022