Конспект урока по теме

темой урока является один из этапов пищеварения - всасывание. новый материал сопровождается показом презинтации, интерактивной моделью ворсинки кишечника. после рассмотрения конкретного этапа заполняется таблица, начатая при изучении темы. в ней расскрывается функции, особенности строения каждого отдела ЖКТ. также на этом этапе рассматривается барьерная роль печени, ее желчеобразующая функция. информация также заносится в таблицу. далее учащиеся получают информацию о строении и функциях толстой ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Пищеварение в кишечнике (функции тонкого и толстого кишечника). Всасывание. Барьерная роль печени».

Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ ст. Терской Заболотнева А.С.

Цели: раскрыть материал о пищеварении в кишечнике, роли печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ в пищеварительном канале; познакомить с заболеванием аппендикса - аппендицита.

Оборудование: таблицы с изображением органов пищеварительной системы; мультимедийное оборудование, экран.

Ход урока:


  1. Организационный момент (проверка подготовленности оборудования, класса, готовности учащихся).(2-3мин.)

Здравствуйте ребята! Итак, мы начинаем урок. Темой последних уроков является - пищеварительная система. Слайд 1. Темой этого урока является «Пищеварение в кишечнике (функции тонкого и толстого кишечника). Всасывание. Барьерная роль печени». Слайд 2. Сегодня мы поговорим об окончательном этапе пищеварения - о всасывании, рассмотрим барьерную роль печени, познакомимся с воспалением аппендикса - аппендицитом. Но прежде чем перейти к новому материалу проверим домашнее задание.

  1. Проверка знаний. Проверка домашнего задания.

    1. Несколько учащихся работают по карточкам.(7-8 мин)

    2. Давайте ребята вспомним, что значит пищеварение? ( Пищеварение - это процесс химической и физической переработки пищи, в результате чего она расщепляется на простые компоненты, которые могут всасываться в кишечнике)

Сейчас на экран будут выводиться слайды с набором слов, о каком-то отделе пищеварительной системы. Вы должны составить рассказ, опираясь на эти слова об одном из отделов ЖКТ.

Слайд №3.

Мешкообразное расширение, расщепление, 3-6 часов, кислая среда, белки, сфинктеры.

Желудок - мешкообразное расширение, имеет три слоя мышц, в нем происходит расщепление пищи, под действием желудочного сока. Среда в желудке кислая, т.к. в состав желудочного сока входит соляная кислота. Также в желудке происходит активное расщепление белков под действием пепсина. Пища в желудке обрабатывается 3-6. часов, покидать ей желудок раньше времени не дают два сфинктера, выполняющие роль клапанов.

Слайд №4.

Трубка, кольцевая и продольная мускулатура, транспорт.

( Речь идет о пищеводе - это трубка, в стенках которой находится, кольцевая и продольная мускулатура. По пищеводу пищевой комок транспортируется ото рта к желудку.)

Слайд №5.

Липаза, трипсин, 20-30см, протоки поджелудочной железы.

Двенадцатиперстная кишка является отделом тонкого кишечника длиной 20-30см. в 12перстную кишку открываются протоки поджелудочной среды, участвующие в расщеплении веществ.

Слайд №6.

Резцы, клыки, амилаза, механическое измельчение, пищевой комок.

Пищеварительная система начинается с ротовой полости. В ней происходит механическое измельчение пищи, благодаря работе 32 зубов: резцы-4, клыки-2, малые и большие коренные зубы - также здесь происходит обработка углеводов под действием фермента слюны - амилазы. Формируется пищевой комок).

  1. Новый материал.

А теперь, когда мы вспомнили основные отделы пищеварительной системы, процессы которые в них происходят перейдем к изучению новой темы.

  1. Тонкий кишечник.

А.Тонкий кишечник является центральным отделом пищеварительной системы, состоит из гладкой мускулатуры и выстлан слизистым эпителием. Здесь заканчивается процесс пищеварения, и продукты расщепления интенсивно всасываются в кровь. Этому способствуют приспособления тонкого кишечника, которые с одной стороны должны замедлять продвижения пищевых масс по этому отделу (для лучшего пищеварения), с другой - увеличивать поверхность слизистой оболочки тонкой кишки, участвующей в пищеварении всасывании продуктов расщепления.

- Предположите, какие приспособления или особенности строении тонкого кишечника могут способствовать увеличению площади поверхности? В этом вам может помочь рис.77. (Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки покрытые ворсинками). Слайд 7(строение ворсинки).

- Это ворсинки - тонкие выступы слизистой кишки длиной около 1мм. Внутренняя поверхность кишечника имеет площадь 0,65 м2, наличие ворсинок увеличивает площадь кишечника до 4-5 м2(что в 2-3 раза больше поверхности всего тела). Поверхность кишечника выстлана слизистым эпителием. К каждой ворсинке подходит лимфатический сосудик, артерия и нервные волокна. Средняя длина кишечника составляет 5-6м. чем длиннее кишечник, тем дольше в нем задерживается пища, следовательно, она лучше переваривается, всасывается.

Кроме того, лучшему перемешиванию и передвижению по кишечнику пищевых масс способствует - перистальтика - волнообразное сокращение стенок пищеварительного тракта, обеспечивающее передвижение содержимого в одном направлении. Скорость сокращений 1-2 см/с. Слайд 8 (перистальтика). Запишите определение в свои словари.

Б. Всасывание - перенос веществ, образующихся в процессе пищеварения, через слизистую ЖКТ и поступление их в кровеносные и лимфатические системы.

Действие ворсинок как всасывающего аппарата напоминает работу насоса. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту. В кровь всасываются вода и растворенные в ней соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Продукты расщепления жиров - глицерин и жирные кислоты всасываются в лимфу. Всасывание происходит не только в кишечнике, но и в других отделах ЖКТ: часть лекарств и воды - ротовой полости; в желудке - алкоголь, вода, соли. Но наиболее интенсивно всасывание происходит в нижнем отделе тонкого кишечника.

А сейчас основную информацию вы занесете в таблицу «Пищеварительная система», которую мы заполняем с начала изучения ЖКТ. Слайд 9. Озвучить графы таблицы.

Орган

Особенности строения и состава.

Функции

Секретирующие структуры

Вырабатываемые вещества

Тонкая кишка

Нижний отдел со множеством ворсинок

всасывание

Мелкие железы

Кишечный сок


  1. Отгадайте загадку. Слайд 9 (ссылка загадка).

В организме печка есть,

На нее ни лечь, ни сесть,

Не испечь в ней каравай,

Что за орган - отгадай!

Это орган конечно печень. Название органа произошло от русских слов «печь», «печет». Печень обладает наибольшей температурой из всех органов нашего тела. Определяя своеобразные болевые ощущения в правом подреберье, люди вместо «болит» говорят «печет». Значение печени в организме оценивалось столь велико, что древние анатомы называли ее «царицей тела».

Печень - называют «химической лабораторией», «продовольственным складом», «диспетчером организма».

Что лежит в основе таких образных выражений?

Печень - самая крупная железа в организме: имеет массу 1,5-2 кг, что составляет 1/40 всей массы тела.

Кровеносные сосуды, отходящие от кишечника и желудка, поступают в воротную вену. В ней венозная кровь растекается по капиллярам. Через печень в течении одной

минуты протекает 1,5 л крови, а в сутки до 2000л крови. Интерактивный рисунок: мои материалы особенности движении (экран, переход программ). Печень выполняет одну из жизненно важных функций - обезвреживание ядовитых веществ, поступающих в кровь от органов пищеварения. В печени погибает множество вредных для организма бактерий. Обезвреживание ядов печенью является одной из причин более слабого действия лекарств, принятых через рот, чем лекарств введенных в мышцу или в вену. Значительная часть веществ связывается в нерастворимые или безвредные для организма вещества (например: ядовитые соли аммония преобразуются в мочевину - менее токсичное вещество, которое выводится с мочой). Переход к слайду 9 заполнение таблицы. Печень служит хранилищем витаминов и обогащается ими летом и осенью, а зимой и весной при недостатке их в пище расходуются. Одной из важнейших функций печени является синтез белков плазмы крови.

Клетки печени очень чувствительны к алкоголю. Заполнение таблицы.

Орган

Особенности строения и состава.

Функции

Секретирующие структуры

Вырабатываемые вещества

Печень

Желчный пузырь, протоки в 12перстную кишку

Секреторная, обеззараживание ядовитых веществ

Клетки печени

Желчь, ферменты

Из тонких кишок не всосавшаяся часть пищи переходит в начальную часть толстой кишки - слепую кишку. Слизистая оболочка толстой кишки ворсинок не имеет, ее клетки выделяют слизь. В толстых кишках находится богатая бактериальная флора, вызывающая сбраживание углеводов и гниение белков. В толстой кишке преимущественно происходит всасывание воды(до 4 литров в сутки, а также глюкозы и некоторых лекарственных препаратов). Пищевые остатки передвигаются по толстой кишке и скапливаются в прямой кишке, потом происходит рефлекторное выделение остатков наружу - дефекация. Заполнение таблицы.

Орган

Особенности строения и состава.

Функции

Секретирующие структуры

Вырабатываемые вещества

Толстая кишка

Много бактерий

Всасывание воды, переваривание клетчатки

Железы толстой кишки

слизь

Прямая кишка

Вывод каловых масс

Слизистый эпителий

Слизь


Место перехода тонкой кишки в толстую является началом слепой кишки. От нее отходит червеобразный отросток - аппендикс. Долгое время его считали рудиментарным органом. А что такое рудимент? Рудимент - орган утративший значение в ходе эволюции, характерен для всех особей вида. Но позже учеными была доказана его значительная роль в иммунных процессах организма. Почему этому органу уделяется столько внимания? Потому что воспаление аппендикса - аппендицит - опасное заболевание. Он проявляется болью в правой половине живота в нижнем углу и повышением температуры. Нельзя принимать обезболивающие препараты, прикладывать горячее. Необходимо обратиться к врачу, т.к. при разрушении стенок аппендикса может произойти попадания гноя в брюшную полость с последующим возникновением перитонита - воспаление брюшины. Слайд 10.

  1. Закрепление. Переход к интерактивному рисунку строение ворсинки.

Итак, мыс вами рассмотрели последний этап пищеварения - всасывание, познакомились с барьерной ролью печени, раскрыли опасность аппендицита. Давайте вспомним строение кишечной ворсинки. Какая часть ворсинки выделена? Что всасывается в кровь? Что всасывается в лимфу?

Переход к интерактивному рисунку строение пищеварительной системы.

Какая часть ЖКТ выделена на рисунке? Какую функцию она выполняет?

Переход к слайдам. Слайд 11, 12, 13.

А теперь мы с вами немного поиграем.

1. «Да-нет».

1. В ротовой полости пища подвергается смачиванию и обеззараживанию. (Да)

2. Сыр, масло, молоко, мясо - это питательные вещества. (Нет)

3. Питательные вещества выполняют строительную и энергетическую функцию. (Да)

4. Глотка является частью пищеварительного тракта. (Да)

5. Двенадцатиперстная кишка является частью толстого кишечника. (Нет)

6. Аппендикс - это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит (нет)

7. У каждого зуба имеется только коронка и шейка. (Нет)

  1. «Третий лишний». Выбрать из группы слов то, которое является лишним.

  1. глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.

  2. функции пищеварительной системы - секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.

  3. к продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо.

  4. зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков и хищных зубов.

  5. в ротовой полости пища разжевывается, увлажняется и окончательно переваривается.

  1. «Найди соответствие». Даны три понятия между первым и вторым существует связь. Дополнить третье понятие, чтобы между ними существовала такая же связь.

  1. предсердие- сердце = желчный пузырь - печень

  2. легкие - дыхание == тонкий кишечник - всасывание

  3. зубы - кариес == десна - пародонтоз

  4. желудок - желудочные железы = ротовая полость - слюнные железы

  5. кровь - гематология = зубы - стоматология

  6. печень - желчь = поджелудочная железа - поджелудочный сок

  7. углеводы - глюкоза = белки - аминокислоты.

  8. желудок - язва желудка = аппендикс - аппендицит.

Домашнее задание : пар.33, заполнить таблицу, выписать правила поведения и симптомы аппендицита, подготовить сообщение о работах И.П. Павлова.

Выставить оценки за работу на уроке.


© 2010-2022