Рабочая программа элективного курса по биологии

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 60

Выборгского района Санкт-Петербурга

Рекомендована

к использованию

педагогическим советом

Протокол № 1 от «28» августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ /Т Г. Бредихина/

« 28» августа 2015 г

«Утверждаю»

Приказ № 43

от «28» августа 2015г

Директор школы

____________ /И.Ю. Ножницкая/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Современные растения, грибы, лишайники: морфология и биология».

11 класс

34 часа





Разработчик программы

учитель биологии

Лотонина Ирина Алексеевна.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа элективного курса составлена на основе программы «Биология растений, грибов, лишайников» И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова.

Учебные пособия:

Агафонова, И. Б. Биология растений, грибов, лишайников. 10-11 кл.: учеб. пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2010. - (Элективные курсы).

В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Современные растения, грибы и лишайники: морфология и биология» предназначен для учащихся 11 классов.

Курс биологии растений, или ботанику, в школе изучают в 6-ом классе, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для абитуриентов, поступающих в биологические, медицинские или сельскохозяйственные вузы, в основной школе рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения стебля и корня, циклов размножения растений. В 6-ом классе учащиеся не владеют знаниями о различных формах полового процесса, о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по химии. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию растений, грибов, лишайников на более глубоком и детальном уровне. Данный элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов. Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т. д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

На практических занятиях учащиеся знакомятся с общими закономерностями строения вегетативных и репродуктивных органов высших растений, морфологическим разнообразием и особенностями размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений. Учащиеся пользуются живым и гербарным материалом, а также постоянными и временными препаратами. Рекомендуется использовать разнообразные печатные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты), возможности сети Интернет.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени. Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 11 классе средней школы.

Цель курса

Рассмотреть с новых позиций особенности биологии растений, грибов, лишайников, их экологическую, эволюционную и генетическую составляющую с учетом роли антропогенного фактора в жизни растений.

Задачи курса

1. Создание условий для углубления знаний о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп растительных организмов, грибов, лишайников.

2. Ознакомление с характеристикой различных систематических групп растений, их происхождением, циклами развития и экологической ролью.

3. Проведение анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: классификацию растений, грибов, лишайников,

особенности строения клеток растений, грибов;

разнообразие растительных и тканей, особенности их строения и функционирования;

особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений;

морфологическое разнообразие и особенности размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений

характеристики циклов развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений;

многообразие и распространение основных систематических групп растений, грибов, лишайников

происхождение основных групп растений и животных

значение растений, грибов, лишайников, в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

сравнивать строение клеток растений, животных, грибов, ;

сравнивать общие черты организации, строение и циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, грибов, лишайников, делать выводы на основе сравнения;

распознавать и описывать представителей различных систематических групп растений, грибов, лишайников, на гербарном и живом материале, влажных препаратах, схемах и таблицах; распознавать и описывать вегетативные и генеративные органы высших растений на гербарном и живом материале, схемах и таблицах;

схематично изображать строение вегетативных и генеративных органов высших растений;

схематично изображать циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений;

характеризовать роль растений, грибов, лишайников, в биогеоценозах;

изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Предполагаемый результат освоения программы:

Формирование естественнонаучного мышления и способности интегрировать знания, полученные в ходе изучения различных школьных курсов.

Место предмета в учебном плане

Вариативная часть учебного плана средней школы - курсы по выбору. На нее отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Раздел 1.Введение. (3 часа)

Строение растительной клетки в сравнении с животной. Принципы ботанической классификации. Основные таксономические категории. Разделение царства растений на две группы: низшие и высшие растения. Ткани растений. Место высших растений в системе органического мира.

Практикум с использованием микроскопов: зарисовка клеток с дальнейшим обсуждением различий в их строении.

Раздел 2.Группа организмов. Водоросли.(3 часа)

Водоросли - обширная группа древнейших растительных организмов, приспособленных к жизни в водной среде. Основные признаки водорослей. Разнообразие форм и размеров. Строение тела, не дифференцированного на ткани и органы. Особенности морфологии клетки. Размножение: бесполое и половое. Классификация водорослей. Особенности строения и размножения одноклеточных и нитчатых зеленых водорослей на примере хламидомонады, хлореллы, спирогиры. Красные водоросли, бурые водоросли. Распространение и экология водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Семинар: Анализ определенного отдела водорослей с учетом строения, генетических особенностей, эволюционного положения, экологической роли и значения для человека

Раздел 3. Высшие споровые растения (6 ч)

Отдел Моховидные. Общая характеристика. Особенности строения: отсутствие или слабое развитие опорных и проводящих тканей, отсутствие настоящих корней. Чередование полового и бесполого поколений, преобладание в жизненном цикле стадии гаметофита.

Семинар. Выявление места мхов в эволюционном процессе. Мхи- тупиковая ветвь в эволюции.

Практикум. Многообразие мхов: кукушкин лен. Сфагнум, выявление морфологической разницы. Обсуждение практической роли сфагнума в жизни человека.

Отдел Плауновидные (Плауны), Отдел Хвощевидные (Хвощи). Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов. Значение плаунов и хвощей в природе и использование человеком. Ископаемые плауновидные. Роль ископаемых плауновидных в растительном покрове палеозойской эры и в образовании каменного угля.

Отдел Папоротниковидные (Папоротники).

Характеристика псилофитов как переходной группы и их эволюционное место.

Общая характеристика папоротников. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: толстый горизонтальный стебель - корневище с придаточными корнями; крупные растущие верхушкой листья - вайи, на нижней поверхности которых развиваются спорангии. Жизненный цикл щитовника мужского.

Значение папоротников в природе и использование человеком.

Дискуссия и круглый стол. Сравнение Мхов и Папоротников по строению, размножению и оценка их места в эволюционном процессе.

Раздел 4. Грибы(3 часа)

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативного тела. Особенности строения клеток грибов. Сходство с растениями и животными. Низшие и высшие грибы. Способы питания. Размножение: бесполое, половое. Зигомицеты. Основные черты организации на примере мукора. Аскомицеты, или Сумчатые грибы. Особенности жизнедеятельности, распространение и экологическое значение. Общая характеристика на примере пеницилла (зеленой плесени). Дрожжи - одноклеточные аскомицеты. Паразитические представители аскомицетов (спорынья, парша, бурая гниль и др.); способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству. Базидиомицеты. Наиболее высокоорганизованная группа. Общая характеристика на примере шляпочных грибов. Особенности строения и размножения. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Паразитические представители базидиомицетов (ржавчинные, головневые, трутовики); способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству. Значение грибов в природе и жизни человека. Микориза - симбиоз с высшими растениями.

Семинар. Почему грибы выделяют в самостоятельное царство. Учащиеся должны выделить особенности этой группы в сравнении с растениями и животными.

Раздел 5 Лишайники.

Лишайники- симбиотические организмы. Классификация лишайников. Их особенности строения, обитания. Значение.

Семинар. Общие закономерности симбиоза, Выявление вклада водоросли и гриба в данный симбиоз.

Практикум. Определение лишайников. Работа с гербариями.

Раздел 6.Семенные растения (14 часов).

Возникновение семени- важный этап в эволюции высших растений. Древние семенные папоротники, их роль в дальнейшем развитии семенных растений. Общие признаки семенных растений как наиболее приспособленных к существованию на суше. Расселение по всему земному шару, разнообразие сред обитания и жизненных форм: дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние. Доминирование спорофита, сильная редукция гаметофита. Разноспоровость и размножение семенами. Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Систематика голосеменных. Морфологические особенности вегетативных органов: стебель с тонкой корой, слабо развитой сердцевиной и мощно развитой древесиной; проводящие элементы древесины - трахеиды; отсутствие клеток-спутниц; смоляные ходы; видоизменения листьев и т. д. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Значение голосеменных и использование их человеком. Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Общая характеристика покрытосеменных как наиболее совершенной группы современных растений. Основные отличия покрытосеменных растений от голосеменных. Прогрессивные черты организации, позволившие покрытосеменным растениям оптимально приспособиться к современным условиям существования на Земле. Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные. Опыление. Типы и способы опыления. Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита. Двойное оплодотворение и развитие семени. Семя. Специализированный орган, возникший в процессе эволюции у семенных растений. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений. Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификации плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные), по количеству семян (односеменные и многосеменные), по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся). Распространение плодов и семян. Систематика покрытосеменных. Сравнительная характеристика классов: Двудольные и Однодольные. Основные признаки, лежащие в основе деления покрытосеменных растений на семейства. Краткая характеристика основных семейств класса Двудольные (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки). Культурные и дикорастущие представители семейств, их значение в природе и использование человеком.

Раздел 7 Итоговое занятие (2 часа).

Презентация и защита проектов по теме: «Систематическая группа как эволюционное, экологическое и генетическое единство». Подведение итогов освоения учащимися программы элективного курса.

Учебный план программы элективного курса.

Название разделов

Всего часов

1

Введение. Строение растительной клетки в сравнении с животной.

3

2

Водоросли

3

3

Высшие Споровые растения

6

4

Царство Грибы

3

5

Лишайники-симбиотические организмы.

3

6

Семенные растения

14

7

Итоговое занятие. Защита проектов.

2

Итого

34

Учебно- тематичекий план.

Темы занятий

Теория

Практика

Форма деятельности учителя и учеников.

1

Введение. Строение растительной клетки в сравнении с животной. Ткани.

1

2

Лекция. Практикум с использованием микроскопов.

2

Группа организмов-водоросли:

-Отдел Сине-зеленые

-Отдел Золотистые

-Отдел Диатомовые

-Отдел Бурые

-Отдел Красные

-Отдел Зеленые

1

2

Лекция. Семинар, работа по группам.

3

Царство Растения.

Высшие

Споровые растения

Отдел Моховидные

-Класс Печеночные

Класс Листостебельные

Отдел Папоротникообразные

-Класс Псилофитовые

-Класс Папоротники

-Класс Хвощи

-Класс Плауны

3

1

2

3

2

1

Лекция.

Участия учащихся в дискуссии по теме «Эволюция мхов и папоротникообразных»

Участия учащихся в творческом семинаре по теме «Генетика жизненных циклов споровых растений»

4

Царство Грибы

-Отдел Оомицеты

-Отдел Зигомицеты

-Отдел Аскомицеты

-Отдел Базидиомицеты

1

2

Лекция. Работа с микропрепаратами грибов мукора, пеницилла, дрожжей.

Участие учащихся в творческом семинаре по теме «Почему грибы выделяют в отдельное царство»

5

Лишайники-симбиотические организмы

-Грибной компонент

-Водорослевый компонент

Экологическое значение лишайников

1

2

Лекция.

Семинар. Общие закономерности симбиоза, Выявление вклада водоросли и гриба в данный симбиоз.

Практикум. Определение лишайников. Работа с гербариями.

6

Семенные растения

-Общая характеристика

-Отдел Голосеменные

-Отдел Покрытосеменные

-Строение органов цветкового растения


Видоизменения корней, стеблей, листьев

-Цветок, соцветия.

-Плоды, семена

Многообразие Покрытосеменных растений и их роль в жизни человека.

Признаки и семейства классов растений:

-Класс Двудольные

-Класс Однодольные

2

1


1







12

1

2


2


1


1

1

2


2

Лекция.

Семинар. «Построение гипотезы об ароморфных изменениях семенных растений"

Семинар «Выявление идиоадаптаций у голосеменных».

Лекция.

Семинар «Сравнительная характеристика вегетативных органов Покрытосеменных». Практикум «Связь строения и функций на примере отдельных органов растения».

Круглый стол «Видоизменения органов. Причины и биологическое значение изменений».

Практикум «Строение цветка, виды соцветий. Биологическое значение». Работа с гербариями.

Практикум «Строение семени, виды плодов. Многообразие и биологическое значение».

Практикум «Многообразие покрытосеменных и использование их человеком».

Семинар «Составление описание семейств цветковых растений по плану».

7

Итоговое занятие. Защита проектов по теме: «Систематические группы организмов». Подведение итогов освоения учащимися программы.

2

Презентация и защита проектов по теме: «Систематическая группа как эволюционное, экологическое и генетическое единство».

Учебно-методическое обеспечение:

● Агафонова И.Б. Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» [34 часа] / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. - М. : Дрофа, 2006

● Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Элективные курсы 10-11 кл. Учебное пособие (профильное обучение) «Биология растений, грибов, лишайников». - М.: Дрофа, 2010. - 207с.

Основная литература для учащихся.

● Биология: пособие для поступающих в Вузы / под ред. М.В.Гусева, А.А.Каменского. М.: Изд-во МГУ; Мир, 2002.

Демидов В. «Ботаника в таблицах, схемах, тестах и терминах» /Журнал «Биология». Издательский дом «Первое сентября» (№ 16/2005).

● Лотова Л. И. Анатомия и морфология высших растений.М.:УРСС,2001.

● Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа. 2005.

● Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.:Просвещение, 1994.

  • Демоверсии материалов ЕГЭ по биологии за последние 5 лет.

  • ru.wikipedia.org/wiki

  • biologes.ru/

Дополнительная литература.

  • Богданов Н.А. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания.- М.: Экзамен,2012.

● Васильев А. Е. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М.: Просвещение, 1988.

● Еленевский А. Г. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. М.: 2004.

● Жизнь растений. Т 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982.

● Курс низших растений / под рел. М. В. Горленко. М.: Высшая школа. 1981.

● Петров В. В. и др. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: 1994.

  • Современная ботаника. В 2-х т. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Пер. с англ. - М.: Мир, 1990.



© 2010-2022