Сценарий урока по теме Отдел Покрытосеменные растения

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель МОУ «Милославская СОШ» Копылихина О.П.

Тема урока: «Отдел Покрытосеменные»6 класс

УМК: учебник Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013

Рабочие программы «ФГОС биология. Программы 5-9 кл.»-М.: Вентана-Граф,2012г.

Методическое пособие под ред. И.Н.Пономарёвой. Биология: 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2013

Пономарёва И.Н.Биология: 6 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана-Граф, 2013

Скворцов П.М. Биология. 6 класс. 44 диагностических варианта. - М.: Изд-во «Национальное образование», 2012

Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ИКТ; презентация; гербарии покрытосеменных растений; комнатные растения, раздаточный материал (изображения однодольных, двудольных растений).

Цели учебной деятельности (для учащихся с позиции учителя):

- освоить значения понятий Покрытосеменные, Двудольные, Однодольные растения

- освоить знания о разнообразии покрытосеменных растений, ихзначении;

выработать умение:

- отличать покрытосеменные растения от других отделов растений,

- определять, относится ли конкретное растение к покрытосеменным, двудольным или однодольным растениям.





Ход урока:

Этапыурока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.ОРГ



2.Мотивация



3.Целеполагание











4. Планирование деятельности по достижению целей







5. Реализация деятельности по достижению целей

Здравствуйте!

-Какой отдел растений вы изучили на прошлом уроке?

-По каким признакам определяют принадлежность растений к отделу голосеменные? Чем семенные растения отличаются от споровых?

-Для определения темы урока, посмотрите на комнатные растения, определите среди них лишнее. Почему вы так считаете?

- С какими же растениями вы познакомитесь сегодня на уроке?

-Сможете ли вы сформулировать тему нашего урока?

Тема урока: «Отдел Цветковые или Покрытосеменные растения» (слайд 1)

-Вспомните алгоритм постановки целей, сформулируйте цели своей учебной деятельности

(записывает цели на доске)



-А как проверите, достигли вы поставленные цели или нет?





-Спланируйте свою деятельность по достижению каждой из целей







-Итак, приступим к первому пункту плана.

Организация работы с текстом, определением понятия покрытосеменные

-Покрытосеменные растения очень разнообразны по форме и по требованиям к условиям обитания.

Познакомимся с некоторыми из этих признаков. Определим, какие классы покрытосеменных различают систематики.

-Голосеменные растения.





Делают предположения по поводу темы урока:

Записывают тему в тетради

Нам нужно:

- Освоить определение понятия покрытосеменные растения и их классы

- Понять чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных растений и друг от друга

- Выработать умение определять, к какому классу покрытосеменных относится конкретное растение

-Цель будет считаться достигнутой, если:я смогу дать определение понятия покрытосеменные растения, классов покрытосеменных растений.

-смогу объяснить, чем отличаются покрытосеменные от голосеменных, и классы покрытосеменных друг от друга.

-я смогу отличатьпокрытосеменные растения от голосеменных растений, покрытосеменные растения разных классов друг от друга

- сумею определить, к какому классу покрытосеменных относится конкретное растение

- Для достижения первой цели нам необходимо познакомиться с текстом определения понятия покрытосеменные растения, используя текст учебника ; проанализировать текст(1-2 мин.) ;

- Для объяснения признаков отличий растений разных классов покрытосеменных, поработаем с текстом учебника и выясним, по каким признакам отличаются эти группы растений

-Для достижения третьей цели нужно потренироваться отличать покрытосеменные от голосеменных растений, и покрытосеменные растения разных классов друг от друга, используя рисунки, гербарии;

Далее нам необходимо проконтролировать себя и оценить, чтобы проверить себя, если ошибся, то нужно знать, в чём ошибка, почему она допущена, как в следующий раз не допустить ошибку.

Читают текст определения понятия, определяют родовой признак и видовые отличия стр.127 п.1

-Покрытосеменные - отдел растений, семена которых покрыты тканями плода, образующегося из завязи пестика цветка.

Эмпирическое обобщение

































- Вспомните что такое эмпирическое обобщение.



-Правильно, молодцы.

-Внимательно прочитайте задание.

Задание: сравните предложенные изображения покрытосеменных растений по количеству семядолей в семени; строению корневой системы; жилкованию листьев; путём эмпирического обобщения их свойств постройте определения новых понятий о разновидностях покрытосеменных растений и сформулируйте обобщённый способ их применения.

Определите, что вам нужно для выполнения задания?

-Верно.

-Работаем с преамбулой алгоритма эмпирического обобщения. Все ли условия для выполнения задания у вас есть?

-Что ещё необходимо вспомнить, чтобы выполнить задание верно?

Поскольку растения вам знакомы, мы будем работать вместе, я хочу чтобы вы мне помогали

Шаг 1.





Шаг 2



Шаг 3



Шаг 4



Шаг 5



Шаг 6



- Это обобщение за счет сравнения свойств объектов, воспринимаемых при помощи органов чувств, по заданному основанию и выделения общих признаков, присущих отдельным группам объектов, позволяющих их отличать друг от друга.





-Нужен алгоритм.

-Все условия есть (есть задание сравнить, есть основания для сравнения: строение семян, есть задание построить понятие и сформулировать обобщённый способ их применения) значит, мы можем работать с алгоритмом.

- Строение семени, жилкование листьев, строение корневых систем.

Читает: Рассмотри каждый из предложенных объектов в целом, обращая особое внимание на свойства, связанные с указанным в задании основанием для сравнения.

-Рассматриваем первый объект - семя тыквы: 2 семядоли, зародыш

  1. Семя фасоли: 2 семядоли, зародыш

  2. Зерновка пшеницы: эндосперм, зародыш

  3. Семя ириса: эндосперм, зародыш

Сравни выделенные объекты по указанному основанию и ответь на вопрос: какими общими свойствами обладают отдельные группы сравниваемых объектов, одновременно отличающими их от других объектов?

-Сравниваем 1-й объект со 2-м,3-м,4-м. Семена на рисунках под номером 1,2 состоят из 2 семядолей и зародыша, а на рисунках 3, 4 из эндосперма и зародыша.

Подбери названия выделенным группам объектов, учитывая присущие им общие свойства, отличающие эти группы друг от друга.

-Пр.: двудольные, однодольные

( семядольные, эндоспермовые)

Сформулируйте определения понятий, обобщающие выделенные свойства, отличающие одни группы объектов от других.

-Те растения, у которых в строении семени есть 2 семядоли и зародыш относятся к двудольным, а растения, семя которых состоит и зародыша и эндосперма,- к однодольным.

Исходя из полученных определений новых понятий о разновидностях групп объектов, сформулируй правила применения каждого из них.

-Чтобы определить, относится ли растение к двудольным, нужно посмотреть, каково строение семени, если в нём 2 семядоли и зародыш, то это растение двудольное. А если в строении семени эндосперм и зародыш, то - однодольное.

Сформулируйте общее правило использования всей совокупности новых определений.

-Чтобы определить к какому классу растений относится изображённый объект, нужно рассмотреть строение семени, если в нём 2 семядоли и зародыш, то это двудольное растение, а если эндосперм и зародыш, то- однодольное.

Физкультминутка

Контроль и оценивание

Выполните задания

Задание 1.

1) Растения называются покрытосеменными потому, что у них: А - семена образуются в шишках; Б - семена покрыты волосками; В - семена защищены листьями; Г - семена развиваются внутри плода.

2) По строению семени, корневой системы и жилкованию листьев можно определить принадлежность растения к:А - отделу; Б - роду; В - классу; Г - семейству.

3) Если у растения параллельное жилкование листьев, то у него, скорее всего:А - мочковатая корневая система и зародыш с двумя семядолями;Б - мочковатая корневая система и зародыш с одной семядолей;В - стержневая корневая система и зародыш с двумя семядолями;Г - стержневая корневая система и зародыш с одной семядолей.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Покрытосеменные растения имеют другое название - ________. Так же как и голосеменные, они образуют ______, но, в отличие от голосеменных растений, семена покрытосеменных находятся в ______, образующихся из ____ пестика.

Задание 3 Установите соответствие между называнием класса цветковых растений и его признаками:

А- класс двудольные

Б - класс однодольные

1.Корневая система стержневая;2.Зародыш семени с одной семядолей;3.Жилкование листьев сетчатое;4.Мочковатая корневая система;5.Жилкование листьев параллельное или дуговое;6.Зародыш семени с двумя семядолями.

Организация взаимопроверки в парах.

Что вам необходимо для взаимопроверки ?

Эталон Задание 1.

1) Г

2) В

3) Б

Задание 2. Цветковые, семена, в плоде, завязи.

Задание 2.

А-(1;3;6;)

Б-(2;4;5)

Для того, что оценить соседа по парте, что вам нужно?

Критерии оценивания:

Задание 1 Каждый правильный ответ 1 балл.3б

Задание 2Каждый правильный ответ 1 балл.4б.

Задание 3 Правильное соотношение 2 балла, одна ошибка- 1 балл. 2б.

9,10 баллов «5»

7,8 «4»

6 «3»

Оценивание учащихся (по выбору учителя)

Выполняют задания в тетрадях











Обмениваются тетрадями, проверяют.

-Эталон.



- Критерии оценивания.

Общая рефлексивная оценка

-Вернёмся к поставленным в начале урока целям.

-Какие цели вы достигли? Чему научились?













-Какие определения понятий вы сегодня смогли освоить, выполнив процедуру эмпирического обобщения?

-Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали.

- Я могу дать определение понятия покрытосеменные растения - это отдел растений, семена которых покрыты тканями плода, образующегося из завязи пестика цветка;

однодольные растения - это покрытосеменные растения с одной семядолей, мочковатой корневой системой, параллельным или дуговым жилкованием листьев;

двудольные растения - это покрытосеменные растения с двумя семядолями, стержневой корневой системой, перистым или сетчатым жилкованием.

-Я могу объяснить, чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных. У покрытосеменных растений семена покрыты тканями плода, который образуется из завязи пестика цветка.

-Я могу объяснить, чем однодольные отличаются от двудольных. Покрытосеменные однодольные растения отличаются от двудольных количеством семядолей семени, строением корневой системы, жилкованием листьев.

-Я научился отличать покрытосеменные растения от других отделов растений по признакам: наличия цветков и плодов с семенами.

-Я научился отличать однодольные растения от двудольных по строению семени, корневой системы, жилкованию листа.

-Выполнив процедуру эмпирического обобщения, я освоил определения понятий класс Однодольные и класс Двудольные растения.

Домашнее задание

П.24 вопр.1-3; 5*

Задание: сравните предложенные изображения покрытосеменных растений по количеству семядолей в семени; строению корневой системы; жилкованию листьев; путём эмпирического обобщения их свойств постройте определения новых понятий о разновидностях покрытосеменных растений и сформулируйте обобщённый способ их применения.

Приложения

1 2

Сценарий урока по теме Отдел Покрытосеменные растенияСценарий урока по теме Отдел Покрытосеменные растения

3 4

Сценарий урока по теме Отдел Покрытосеменные растенияСценарий урока по теме Отдел Покрытосеменные растения



  1. Одуванчик лекарственный 2.Фиалка лесная

Сценарий урока по теме Отдел Покрытосеменные растенияСценарий урока по теме Отдел Покрытосеменные растения

3.Ландыш майский 4.Ирис луговой

Сценарий урока по теме Отдел Покрытосеменные растенияСценарий урока по теме Отдел Покрытосеменные растения



© 2010-2022