Рабочая программа по биологии 7 класс Пасечник В. В

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основании авторской программы В.В.Пасечника с учетом примерной программы основного общего образования по предмету биология в 7 классе.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно правовых документов:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего основного общего, среднего общего образования»

2.Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.

3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4.Календарный график МБОУ СОШ №36 на 2015-2016 учебный год:

Цели:

1.освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,

жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли био-

логической науки в практической деятельности людей; методах познания жи-

вой природы;

2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,

биологических экспериментов, работы с различными источниками информа-

ции;

4.воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для

ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Уровень обучения -базовый.

Особенности организации учебного процесса: классно -урочная.

Используемые технологии (формы, методы).

На уроке используются следующие формы организации:

-индивидуальные;

-групповые;

-фронтальные;

-экскурсии.

Также на уроке используются формы контроля знаний, умений и навыков:

-наблюдение;

-беседа;

-фронтальный опрос;

-тестирование;

-работа с карточками.

Промежуточная аттестация. Проводится в конце первой и третьей четверти в виде контрольной работы.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях В.В.Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает: «Биология 7 класс. Линия жизни ». Учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных.


3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 часа неделю, 70 часов в год.

4. Описание ценностных ориентиров (специфика) содержания учебного предмета.

Само понятие ценности предполагает наличие ценностного отношения к предмету. В качестве ценностных ориентиров биологического образования как в основной, так и в старшей школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созида-

тельная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникатив-

ных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

- соблюдать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

- понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- уметь слушать и слышать другое мнение;

- уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметными результатами являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

- зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами;

- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки ,на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений ;съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы



6.Содержание учебного предмета, курса.

Глава 1. Содержание учебного курса «Биология. Живые организмы». Введение. Многообразие организмов, их классификация .

Систематика - наука о многообразии и классификации организмов. Вид - исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники .

Бактерии - доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы - царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы - паразиты растений, животных, человека. Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.

Демонстрации : натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа: • Изучение строения плесневых грибов.
Практическая работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Глава 2. Многообразие растительного мира

Водоросли - наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Риниофиты - первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников. Контрольная работа№1 «Бактерии. Грибы.Лишайники». Работа над ошибками.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.

Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.

Практические работы:
• Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.
• Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.
• Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

Глава 3. Многообразие животного мира.

Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.

Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие - возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Контрольная работа№2 «Многообразие растительного и животного мира». Работа над ошибками. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.

Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана

Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.

Глава 5. Экосистемы

Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.





Тема, подтема

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

УУД



Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

1

Вводный инструктаж Введение. Многообразие организмов, их классификация.

1

04.09

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий ,сличить результаты и внести необходимые дополнения, оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

отстаивать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать знания, взаимооценивать друг друга.

2

Вид - основная единица системы

1

09.09

3

Бактерии - доядерные организмы

1

11.09

4

Роль бактерия в природе и жизни человека

1

16.09

5

Грибы - царство живой природы

1

23.09

6

Многообразие грибов, их роль в жизни человека

1

25.09

7

Грибы -паразиты растений, животных, человека

1

30.09

8

Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Роль в природе ,использовании е человеком

1

07.10

9

Водоросли - наиболее древние низшие растения

1

09.10

10

Одноклеточные и многоклеточные водоросли

1

14.10

11

Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.

1

16.10

12

Риниофиты - первые наземные высшие растения.

1

21.10

13

Высшие споровые растения

1

23.10

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия Строить логические рассуждения.

выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности..

умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваются с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различают в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

15

Контрольная работа№1 «Бактерии. Грибы. Лишайники»

1

28.10

16

Работа над ошибками. Моховидные

1

30.10

17

18

Папоротниковидные Плауновидные. Хвощевидные

Голосеменные - отдел семенных растений

1

06.11

19

ТБ.Разнообразие хвойных растений. ЛР №1 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений.»

1

11.11

20

Покрытосеменные или Цветковые

1

13.11

21

Строение семян.

ЛР №2 « Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.»

1

18.11

22

Виды корней и типы корневых систем

1

20.11

23

Видоизменения корней

1

25.11

24

Побег и почки

1

27.11

25

Строения стебля

1

02.12

26

Внешнее строение листа

1

04.12

27

Клеточное строение листа

1

09.12

28

Видоизменения побегов

1

11.12

29

Строение и разнообразие цветов. Цветы Башкирии.

1

16.12

30

Соцветия

1

18.12

31

Плоды. Плодовые деревья нашей местности.

1

23.12

32

Размножение покрытосеменных растений

1

25.12

33

Классификация покрытосеменных

1

15.01

34

ТБ.Класс Двудольные.

1

20.01

35

Класс Однодольные

1

22.01

36

Общие сведения о животном мире

1

27.01

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составляет (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий ,сличить результаты и внести необходимые дополнения, оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории

37

Одноклеточные животные. ЛР№3 «Изучение многообразия одноклеточных животных.»

1

29.01

38

Паразитические простейшие. Значение

1

03.02

39

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

1

05.02

40

Тип Кишечнополостные

1

10.02

41

Многообразие кишечнополостных

1

12.02

42

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

1

17.02

43

Тип круглые и кольчатые черви. ЛР №4 «Изучение внешнего строения дождевого червя»

1

19.02

44

Класс Брюхоногие моллюски

1

24.02

45

Класс Двустворчатые моллюски

1

26.02

46

Головоногие моллюски

1

02.03

47

Тип Членистоногие. Класс ракообразные

1

04.03

48

Класс Паукообразные

1

09.03

49

Класс Насекомые. Башкирские пчелы. Многообразие насекомых.

1

11.03

50

ЛР №5 «Изучение внешнего строения насекомого.»

1

16.03

51

Контрольная работа№2 «Многообразие растительного и животного мира»

1

18.03

умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации,

Приводить доказательства того ,что домашние животные более продуктивны, приводить примеры,

представлять информацию в виде схем ,таблиц и конспектов.

самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий ,сличить результаты и внести необходимые дополнения, оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

52

Работа над ошибками. Тип Хордовые

1

23.03

53

Строение и жизнедеятельность рыб Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

1

06.04

54

ТБ.Класс Земноводные

1

08.04

55

Класс Пресмыкающиеся

1

13.04

56

Класс Птицы. Редкие птицы Башкирии.

1

15.04

57

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство

1

20.04

58

Класс Млекопитающие или Звери

1

22.04

59

Многообразие зверей. Животные Башкирии.

1

27.04

60

Домашние млекопитающие

1

29.04

61

Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих

1

04.05

62

Многообразие животного мира

1

06.05

63

Этапы эволюции органического мира

1

11.05

64

Освоение суши растениями и животными

1

13.05

65

Охрана растительного и животного мира

1

18.05

66

Экосистема. Среда обитания организмов.

1

20.05

6768

Экологические факторы Биотические и антропогенные факторы

1

25.05

6970

Искусственные экосистемы.

1

27.05

8. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для реализации целей и задач обучения биологии используются:

  1. УМК (учебно - методических комплект) серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника с 5 по 9 класс:

  2. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7 классы (учебник), 2014г.

  3. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс

  4. В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 классы (пособие для учителя)

5. Технические средства обучения: компьютер, проектор, модульная система экспериментов, планшет, цифровой микроскоп, интерактивная доска.

6. files.school-collection.edu.ru

7. fcior.edu.ru

Таблицы, микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз.

13


© 2010-2022