- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока на тему Витамины, их значение. Водо-и жирорастворимые витамины. Авитаминозы: куриная слепота, бери-бери, цинга, рахит и др. гиповитаминозы и гипервитаминозы. Сохранение витаминов в пище
Разработка урока на тему Витамины, их значение. Водо-и жирорастворимые витамины. Авитаминозы: куриная слепота, бери-бери, цинга, рахит и др. гиповитаминозы и гипервитаминозы. Сохранение витаминов в пище
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лапшина П.К. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
День | Урок Биология 8 класс | ||
Тема урока | Витамины, их значение. Водо- и жирорастворимые витамины. Авитаминозы: куриная слепота, бери-бери, цинга, рахит и др. гиповитаминозы и гипервитаминозы. Сохранение витаминов в пище. | ||
Общая цель | Развить у учащихся знания о значении витаминов. Раскрыть понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз | ||
Ожидаемые результаты | Рассказывает классификацию витаминов Объясняет понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз Характеризует основные группы витаминов | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Задание | Слово учителя Презентация Разноуровневые задания Опережающее задание Формативный опрос Групповая форма работа Самооценивание | ||
Необходимые материалы | Учебник, интерактивная доска, таблицы, инструктивные карты материал для групповой формы работы, листы самооценивания, муляжи фруктов и овощей | ||
Ход урока: | |||
Этапы Урока | Действия учителя | Действие ученика | |
Вводная часть | Здравствуйте, присаживайтесь. Настрой коллаборативной среды Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми! На прошлом уроке мы изучили типы обмена веществ, протекаемых в организме человека. Давайте закрепим этот материал Работа с разноуровневыми заданиями (приложение 1) Перед вами лежат инструктивные карточки, в которых отображены все задания, выполняемые на доске. Вам необходимо выполнять их также в своих карточках самостоятельно или вместе с классом. На этих же листах у вас имеется таблица самооценивания. Проставьте себе оценку за работу во время опроса домашнего задания.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
По желанию выходят к доске и выполняют задания. Заполняют инструктивные карточки. Выставляют оценки в графе «Домашнее задание»
| |
Презентация | Создание проблемной ситуации Мы часто слышим разную информацию о витаминах:
- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос. Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по - иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
| Отвечают на проблемный вопрос. Записывают тему урока в тетрадь
| |
Основная часть | Физминутка
В 1880 г. в Дерптском университете Н.И.Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: "Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?" Определение витаминов, их роль в организме. Витамины - это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. Все витамины делятся на две большие группы - водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К). При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание - авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется - гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза - заболевания, связанного с переизбытком какого - либо витамина. Групповая форма работы: класс на начало урока поделен на 4 группы. Каждая группа получает индивидуальное задание. Составить флипчарт по полученному заданию. Для выполнения флипчарта вы можете использовать материал учебника и ресурсный материал.
Попрошу по одному человеку о каждой группы выйти к доске и защитить флипчарт своей группы. Во время выступления своих одноклассников попрошу записывать основные моменты в тетради. Перед вами лежат индивидуальные оценочные листы. Первая графа листа уже заполнена. Попрошу вас проставить себе оценку в зависимости от вашей активности и вашего участия в групповой работе. Также попрошу вас поставить себе оценку за работу на уроке при разборе проблемного вопроса. По итогам трех оценок выведите себе итоговую оценку за урок.
| Выполняют физминутку
Зачитывают определение витаминов в инструктивных карточках
Заполняют схему в инструктивных карточках
Заполняют схему в инструктивных карточках
Распределяют обязанности в группе, выбирают выступающего, хранителя времени. Каждая группа получает индивидуальное задание: 1 гр.- витамин А 2гр.- витамины группы В 3гр.- витамин С 4 гр.- витамин Д По одному человеку выходят к доске и защищают флипчарт своей группы Выступающие ор каждой группы защищают подготовленные флипчарты
Проставляют себе оценки за работу в группе. Выводят итоговую оценку
| |
Итог | Подводятся итоги урока Вернемся к утверждениям, которые мы зачитали на начало урока и решим какие из них верные, а какие нет.
Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток. Сигнальные карточки Лестница успеха Д/з § 49 |
Определяют верность утверждений.
На протяжении всего урока используют сигнальные карточки
Заполняют лестницу успеха Записывают д/з |
Инструктивная карта
Лист оценивания учащегося:
Ф.И. уч-ся
Проверка домашнего задания
Работа на уроке
Работа в группе
Оценка за урок
Задание № 1
Вставь пропущенное слово.
Метаболизм состоит из 2-х фаз_______________ и _______________. Первая фаза ___________, вторая фаза_______________. Биосинтез белков, жиров , углеводов и НК- это _____________ обмен. Расщепление сложных органических веществ с выделением энергии- это_________________ обмен.
Задание № 2
Определите верность утверждения
-
Все растительные и животные белки состоят из глюкозы
-
Незаменимые аминокислоты должны поступать вместе с пищей
-
Продукты жирового обмена: аммиак, мочевина и мочевая кислота
-
При расщеплении жиров выделяется 17, 2 Кдж энергии
-
При расщеплении углеводов выделяется 39 Кдж энергии
-
Самый простой углевод - глюкоза
-
В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные кислоты
-
Содержание сахара в крови регулирует гормон инсулин
Задание № 3
Разбейте на группы
Преобладание белков, жиров, углеводов
А) в рыбе Б) в мясе В) в маргарине Г) в хлебе Д) в картофеле Е) в растительном масле
Задание № 4
Установите соответствие этапов энергетического обмена
Название
Этапа
Место протекания
Процессы
Подготовка
В цитоплазме
Молочная кислота распадается до углекислого газа и воды
Бескислородная (анаэробная)
В митохондриях
Сложные органические вещества превращаются в простые
Кислородная (аэробная)
Пищеварительный канал,
Цитоплазма
Гликолиз. Глюкоза распадается до молочной кислоты
Тема урока: Витамины, их значение. Водо- и жирорастворимые витамины. Авитаминозы: куриная слепота, бери-бери, цинга, рахит и др. гиповитаминозы и гипервитаминозы. Сохранение витаминов в пище.
Витамины - это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.
Витамины
Водорастворимые Жирорастворимые
При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание - ____________. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется - ___________. Бывают и случаи ___________ - заболевания, связанного с переизбытком какого - либо витамина.
Витамин С - Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.
Потребность в витамине С высока особенно зимой. Цинга - болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной. Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию
Витамин D.
Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания - беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.
Витамин А
Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество - каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.
Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения (куриная слепота). Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.
При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.
Витамин В
Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.
В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни - бери-бери (оковы).
В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В1 (тиамин). Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты - заболевания кожи.