Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.Работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (второго поколения)

Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.

Ученика__________________________________

Прочитайте текст «Общая характеристика царства Грибов» и выполните задания.

Общая характеристика царства Грибы.

Грибы выделяют в особое царство, насчитывающее около 100 000 видов, обитающих в основном на суше. По строению грибы очень разнообразны - от одноклеточных форм до сложноустроенных шляпочных форм. Это эукариотические (в их клетках содержится одно или несколько ядер). организмы, занимающие промежуточное положение между растениями и животными.

Клетка гриба снаружи покрыта оболочкой. У большинства грибов в её состав входит хитин (из этого вещества состоят покровы членистоногих животных). Под оболочкой клетки гриба имеется мембрана. Она окружает цитоплазму, в которой находится ядро, мелкие вакуоли и органоиды, обеспечивающие дыхание, перемещение веществ в клетке и другие функции. Клетки грибов не содержат пластид, в качестве запасного углевода откладывается гликоген, как у животных, а не крахмал, как в растениях.

Тело грибов - грибница (или мицелий) - система тонких ветвящихся нитей - гиф. Гифы грибов могут состоять из большого числа одноядерных или многоядерных клеток или одной крупной многоядерной клетки. Обычно мицелий погружен в субстрат, но у шляпочных грибов гифы выступают на поверхность, образуя органы размножения или плодовые тела, состоящие из пенька и шляпки. В трубках ( трубчатые грибы) или пластинках (пластинчатые грибы) шляпки развиваются споры, при помощи которых грибы размножаются.

По способу питания грибы - гетеротрофы - питаются готовыми органическими веществами.

В зависимости от способа питания грибы делятся на три группы:

  • сапрофиты ( используют органические вещества погибших организмов),

  • симбионты (вступают в симбиоз с высшими растениями, образуют микоризу - грибокорень ),

  • паразиты ( в качестве источника питания используют органические вещества других организмов).



Задания. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Задание № 1. Подпишите на рисунке 1 название основных частей гриба.

1 ------------

2 - ---------- Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.

3 - ------------

4 - ----------- -

4 1

2

3

Рисунок 1

Ответьте на вопросы:

  1. Представитель какой группы грибов изображен на рисунке?

Ответ _________________________________________

  1. Какой цифрой на рисунке обозначены части гриба, отвечающие за:

7

7а - питание; ________________б - размножение ______________

Оценочные баллы

Максимальный Фактический балл

Задание № 2. Заполните таблицу 1.

таблица 1.

Признаки сходства грибов

Индивидуальные признаки грибов

с растениями

с животными

прикреплённый образ жизни

гетеротрофы

тело (грибница) состоит из гиф

растут в течении всей жизни

содержат хитин

основной способ размножения - спорами.

питаются путем всасывания питательных веществ поверхностью тела

в клетках нет пластид и крупных вакуолей

Имеются плодовые тела для распространения и расселения спор

поверх мембраны толстая клеточная стенка

в качестве запасного углевода откладывают гликоген

Ответьте на вопрос.

По какому признаку все разнообразные грибы объединяются в одно царство?

122222222Ответ: ______________________________________________________________________

Оценочные баллы Максимальный балл: Фактический балл



Изучите таблицу 2. «Основные представители грибов»,

гриб

изображение

Особенности

Мукор

Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.

Плесневый гриб,тело представляет собой одну многоядерную сильно разветвлённую клетку. Споры образуются в шаровидных спорангиях.

Пеницилл

Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.

Плесневый гриб, тело - многоклеточный мицелий. Споры образуются в кисточках.

Дрожжи

Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.

Одноклеточные грибы, размножаются почкованием.

Трутовики

Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.

Паразиты, поселяющиеся на деревьях и питающиеся за их счет.

Фитофтора

Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.

Паразитирует на различных частях пасленовых растений. Размножается частями мицелия, спорами.

Спорынья

Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.

Паразитический гриб, поражающий злаки.


Шляпочные

грибы

Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.

Наиболее высокоорганизованные грибы. Плодовые тела состоят из ножки и шляпки, образованных плотно переплетёнными гифами мицелия. По характеру строения нижнего слоя шляпки грибы делятся на трубчатые и пластинчатые . Многие вступают в симбиоз с расте-ниями, образуя микоризу (грибоко-рень).

Задание № 3. Заполните схему Питание грибов.

Грибы ( по способу питания)

питания)

Примеры

Примеры

Примеры

6

Оценочные баллы

Максимальный балл Фактический балл

Задание № 4. Установите соответствие между видами грибов и особенностями их строения и жизнедеятельности.

Особенности строения

грибы

А) тело представлено одной гигантской клеткой



  1. мукор

Б) споры созревают в шаровидных головках

В) паразит



  1. трутовик

Г) сапрофит

Д) плодовое тело состоит из шляпки и ножки



  1. белый гриб

Е) вступает в симбиоз с корнями деревьев

Ответ запишите в таблицу, подставив к буквам соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е







6

Оценочные баллы

Максимальный балл Фактический балл

Задание № 5.Рассмотрите рисунок 2. Виды грибов.Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.



рисунок 2.

Установите соответствие между грибами и группой, к которой они принадлежат.

Грибы

Группа

А) масленок



  1. трубчатые

Б) подберёзовик

В) белый гриб



  1. пластинчатые

Г) груздь

Д) сыроежка

Е) рыжик

Ответ запишите в таблицу, подставив к буквам соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е







6

Оценочные баллы

Максимальный балл: Фактический балл

37Максимальный балл за все задания

Фактические баллы


Тренировочные задания.

Часть А.Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Выберите один правильный ответ из четырёх.

  1. Роль грибов в круговороте веществ заключается в том, что они:

А -являются производителями;

Б - выделяют кислород;

В - минерализуют органические остатки;

Г - создают органические вещества.

  1. Шампиньоны в отличие от многих шляпочных грибов выращиваются в промышленном масштабе, так как:

А - не образуют микоризу;

Б - питаются готовыми органическими веществами;

В - имеют плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки;

Г - не нуждаются в свете.

3. К какой группе грибов относится спорынья?

А -съедобные;

Б - ядовитые;

В - плесени;

Г - паразиты.

4. Имеется ли плодовое тело у мукора?

А - да; Б - нет.

5. Какие грибы образуют микоризу?

А - дрожжи;

Б - спорынья;

В - трутовик;

Г - подберёзовик.

Ответ запишите в таблицу, подставив к цифрам соответствующие буквы.

1

2

3

4

5






5

5

Оценочные баллы Максимальный балл Фактический балл

Часть В Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. /

Выберите три правильных ответа из предложенных и запишите цифры, под которыми они

указаны в порядке возрастания.

В -1. Положительная роль грибов

В - 2. В чем проявляется сходство грибов

и животных?

  1. продукты питания;

  2. связывание атмосферного азота;

  3. возбудители заболевания человека;

  4. источник получения антибиотиков;

  5. синтез атмосферного кислорода;

  6. участие в круговороте веществ в природе.

  1. гетеротрофный способ питания;

  2. неограниченный рост;

  3. в экосистемах являются производителями;

  4. запасное питательное вещество - гликоген;

  5. имеют клеточное строение;

  6. не имеют оформленного ядра.

Ответ ____________________

Ответ ____________________

6

6

Оценочные баллы Максимальный балл Фактический балл

Часть С.

С -1.Дайте определение понятий. /Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла /

Симбиоз_________________________________________________________________

Микориза________________________________________________________________

4

6

Оценочные баллы Максимальный балл Фактический балл

С -2. Рассмотрите рисунок гриба пеницилла. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки.


Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.

1. Мицелий пеницилла представляет собой одну сильно разросшуюся клетку.

2. Как и все грибы, пеницилл имеет клеточную стенку из целлюлозы;

3. Питается пеницилл готовыми органическими веществами, поглощая их поверхностью тела;

4. Споры пеницилла созревают в шаровидных спорангиях;

5. Пеницилл относится к плесневым грибам;

6. Человек использует пеницилл для получения антибиотиков.

Ответ ________

__Оценочные баллы Максимальный балл: Фактический балл

3

Максимальный балл за тренировочные задания Фактический балл ___

188

Максимальный балл за всю работу Фактический балл

55

Шкала перевода баллов в отметку.

Баллы

До 25 баллов

26 - 35 баллов

36 -45 баллов

46 - 55 баллов

Отметка

2

3

4

5



© 2010-2022