• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс)

Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс)

Данный архив содержит конспект уроков 41- 42 по биологии на тему "Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян" , который составлен для учащихся 11 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу.
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).

Класс: 11

Поурочный план Дата

Урок 41- 42 биологии

Тема урока: Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: сформировать знания об основных направлениях эволюции человека.

Задачи.

Образовательные: познакомить с развитием плацентарных млекопитающих, появлением и развитием обезьян, появлением представителей семейства Люди, основными направлениями эволюции человека;

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: презентация, виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент


Урок - интерактивный,

Ученик не пассивный,

Он в гуще событий,

Делает много открытий,

Что на уроке узнает,

Его к развитию ведет

Р

Коллект




II.

Мотивация


Свою работу на уроке вы будете оценивать согласно критериям

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям

Оценка «2» - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен.

«Сегодня просто не мой день».

Оценка «3» - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы.

«Я хотел сделать что - то для моей группы, но у меня пока не всё получается».

Оценка «4» - Я отвечал на большинство вопросов и участвовал в групповой работе практически на всех этапах работы.

«Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше»

Оценка «5» - Я отвечал на все вопросы, выступал в группе, предлагал идеи, задавал вопросы, я участвовал во всех видах работы, предложенных нашей группе.

«Всё что мог, я сделал для нашей группы».

Р

МК

Коллект




III.

Мотивация:

Мы на прошлых уроках познакомились с развитием органического мира.

Не менее интересным является вопрос "Происхождение человека", который всегда интересовал человека. История возникновения человека сложна и противоречива.

Мы откуда появились?
Звезд далёких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Надел душой Создатель?
Или разум как зарница
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки.
Но откуда б мы ни взялись,
Раз, возникнув Человеком,
Надо, чтоб мы им оставались.

Тема урока: Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян.

Р
ПП
ЧП

Коллект

+












+













IV.

Изучение н/м:


А). Развитие плацентарных млекопитающих.

Используя материал параграфа 41 на страницах 190 - 191 учебника под редакцией Р.Сатимбекова, рассмотрите, обсудите, ответьте на вопросы и выступите перед классом:

  1. Кто является предком млекопитающих? (древние палеозойские рептилии)?

  2. Какой подкласс, отряд рептилий относят к предковой группе млекопитающих? (подкласс звероподобных, отряд зверозубых).

  3. Перечислите признаки сходства представителей отряда зверозубых и млекопитающих?

  • зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные;

  • имели вторичное костное небо.

  1. Какое основание дает основание предполагать, что древнейшие млекопитающие произошли от мелких зверозубых: иктидозавра? (мелкие размеры).

  2. В какой период появились первые млекопитающие? (триасовый, мезозойскую эру).

  3. Представители, какой группы млекопитающих господствовали с конца триаса до первой половины третичного периода кайнозойской эры? (многобугорчатые).

  4. Опишите многобугорчатых? (мелкие размеры, наличие на коренных зубах бугорков - отсюда их название, отсутствие клыков, резцы хорошо были развиты).

  5. Опишите предков сумчатых и плацентарных (вероятно это пантотерии - представитель трехбугорчатых: мелкие зверьки, близкие к насекомоядным, питались частично растительной и животной пищей).

  6. На какие ветви разделились хищники на грани между эоценом и олигоценом? (большую- наземных хищников и меньшую - ластоногих).

  7. От кого произошли древние копытные? (от древних хищников - креодонтов, перешедших на питание растительной пищей в палеоценте).

  8. Опишите древних копытных (размером от куницы до волка, всеядные животные с умеренно длинными клыками, бугорчатыми коренными зубами, с пятипалыми конечностями, в которых средний палец был развит сильнее остальных, а первый и пятый ослаблены).

  9. Каким группам млекопитающих дали начало насекомоядные? (грызунам и приматам).


Б). Появление обезьян.

Первые отряды приматов появились 65 млн. лет назад.

Работа в группах по заданиям:

1 группа

Используя материал параграфа 41 на страницах 191 - 192 учебника под редакцией Р.Сатимбекова, рассмотрите схему 6, обсудите в группах и подготовьте материал о предках обезьян, ответьте на вопросы и выступите перед классом:

  1. Какой орган чувств хорошо развит у узконосых обезьян? (обоняние).

  2. Какая группа выделилась от узконосых обезьян 30 млн. лет назад? (человекообразные обезьяны).

Первые насекомоядные млекопитающие


Обезьяны



Человекоподобные высшие обезьяны

Полуобезьяны



Узконосые

Широконосые


2 группа:

Используя материал параграфа 41 на странице 192 учебника под редакцией Р.Сатимбекова и приложение №1, рассмотрите схему 7, обсудите в группах и подготовьте материал о классификации человекообразных обезьянах, ответьте на вопросы и выступите перед классом:

  1. Каким путем 30 млн.лет назад отелились друг от друга узконосые и человекообразные обезьяны? (дивергенции).

  2. Дайте характеристику человекообразным обезьянам (египтопитекам).


Человекообразные обезьяны


Гоминиды

Гиббоны



Гоминины

Понгины



Горилла

Люди

Шимпанзе

Орангутаны



3 группа:

Используя материал параграфа 41 на странице 193 учебника под редакцией Р.Сатимбекова , рассмотрите схему 8, обсудите в группах и подготовьте материал о дриопитеках, ответьте на вопросы и выступите перед классом:

  1. К какой группе обезьян относят дриопитеков?

  2. Дайте характеристику дриопитекам.


В). Человекообразные обезьяны.

К родственным видам дриопитеков относятся рамапитеки и сивапитеки.

  1. Рамапитеки (сообщение учащихся).

  2. Австралопитеки (сообщение учащихся).

  3. «Человек умелый» (сообщение учащихся).

Г). Направления эволюции человека.

1. Как вы считаете, какие факторы играли главную роль в начале эволюции человека и объясните, почему?

Р

МК



































Р
ИП

ЧП














































Р

ИП




Р

Работа в группах



































Работа в группах















































Индивид





Коллект

+




































+
















































+

+




































+














































+








VI.

Закрепление

  1. Почему зверозубых пресмыкающихся считают предками древних млекопитающих?

  2. Какие млекопитающие появились первыми?

  3. Когда и появились первые отряды приматов?

  4. На какие семейства делятся человекообразные обезьяны?

  5. Опишите дриопитеков.

  6. 2. Какие факторы играют главную роль в превращении человекообразных обезьян в человека?

  7. Опишите австралопитеков.

  8. Почему шимпанзе относят к человекообразным обезьянам?

Р


Фронтал

+










+











VII.

Подведение итогов

(Учащиеся самостоятельно делают выводы урока.

Оценивание работы каждого учащегося в группах по критериям.

Р

Работа в группах

+

+


VIII.

Домашнее задание:

Прочитать § 41, знать строение

и выполняемые функции органов дыхания (таблица).

Творческое задание:

Гипотезы о происхождении человека (работа в группах).

Р

Индивид




IX.

Рефлексия

  • Кто сегодня получил отметку «5»?

  • Кто получил «4»?

  • Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?

  • Дайте эмоциональную оценку урока.

Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления.

Формулируют вывод о степени достижения цели урока.

Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценку

Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс).






Р

Индивид





Литература и Интернет - источники:

  1. Р.Сатимбеков. Биология. Алматы: «Мектеп , 2015г. - 352 с.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

  3. primaty.ru›litera/l7_2.shtml

  4. ru.wikipedia.org›Человекообразные обезьяны



















Приложение № 1

Ф. Нестурх считал проплиопитека также исходной формой всех современных антропоидов и человека. И к этому как будто имеются основания. Но сейчас уже на такую роль претендует другой ископаемый предок - найденный в 60-х и 70-х гг. египтопитек (Aegiptopithecus).

Вполне точный возраст египтопитека - 27 млн. лет, граница позднего олигоцена и миоцена. Родина - Африка. Жил на деревьях, спускался на землю. Прогрессивным по сравнению с предшественниками был головной мозг. Большое развитие зрительной коры, заметная редукция (уменьшение) обонятельных луковиц. В мозге же выделяется центральная борозда, которая делит кору на сенсорную (воспринимающую) и двигательную зоны. Словом, по мозгу - это человекообразная обезьяна, хотя по экстерьеру похожа на массивную кошку или лисицу! А вот по строению костей, особенно конечностей, египтопитек связан... и с широконосыми, с современными ревунами.

Куда более важно другое: черты скелета египтопитека позволяют думать, что он мог быть предком дриопитека, как считалось, исходной формы гоминид и антропоидов...


Приложение № 2

Итак, около 60-50 млн. лет назад от древнейших насекомоядных млекопитающих отделились полуобезьяны. От них произошли узконосые обезьяны Старого Света и широконосые американские обезьяны. Именно эта ветвь развития приматов и увенчалась возникновением человека.

Древние полуобезьяны дали начало плиопитекам, останки которых обнаружены в ряде стран Европы. Потомками плиопитеков стали современные гиббоны и ископаемые обезьяны дриопитеки, которые дали начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид - гориллы и шимпанзе - живут и сегодня, а от гоминид произошли рамапитеки, жившие 15-7 млн. лет назад. Рамапитеки, как считает современная наука, могли стать непосредственными предками австралопитеков, а те, в свою очередь, дали начало самым древним людям. Ученым трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых остатков, да и те очень неполные. Поэтому существуют различные версии эволюции гоминид.

Рамапитек. Ряд ученых полагают, что только 14 млн. лет назад на нашей планете появилась обезьяна, которую можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, России. В отличие от первых человекообразных обезьян, задние зубы рамапитека были более широкими и плоскими, а между задними и передними зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.

Австралопитек. На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Многочисленные их остатки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст остатков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн. лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120-130 см, масса 25-45 кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян). Однако считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда - один из основных признаков человека)

Человек умелый. В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше - до 650 - 1100 см3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т.е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец был противопоставлен указательному. Значит, он мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе. Действительно, ученым удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Ученые дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.




© 2010-2022