- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс)
Конспект урока по биологии на тему Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян (11 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Т.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Класс: 11
Поурочный план Дата
Урок 41- 42 биологии
Тема урока: Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель: сформировать знания об основных направлениях эволюции человека.
Задачи.
Образовательные: познакомить с развитием плацентарных млекопитающих, появлением и развитием обезьян, появлением представителей семейства Люди, основными направлениями эволюции человека;
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;
Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: презентация, виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Ход урока
Этап урока
Содержание учебного материала
МО
ФОПД
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на развитие функциональной грамотности
Индивидуально-коррекционная работа
I. Орг.
момент
Урок - интерактивный,
Ученик не пассивный,
Он в гуще событий,
Делает много открытий,
Что на уроке узнает,
Его к развитию ведет
Р
Коллект
II.
Мотивация
Свою работу на уроке вы будете оценивать согласно критериям
Оцени свою работу на уроке по следующим критериям
Оценка «2» - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен.
«Сегодня просто не мой день».
Оценка «3» - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы.
«Я хотел сделать что - то для моей группы, но у меня пока не всё получается».
Оценка «4» - Я отвечал на большинство вопросов и участвовал в групповой работе практически на всех этапах работы.
«Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше»
Оценка «5» - Я отвечал на все вопросы, выступал в группе, предлагал идеи, задавал вопросы, я участвовал во всех видах работы, предложенных нашей группе.
«Всё что мог, я сделал для нашей группы».
Р
МК
Коллект
III.
Мотивация:
Мы на прошлых уроках познакомились с развитием органического мира.
Не менее интересным является вопрос "Происхождение человека", который всегда интересовал человека. История возникновения человека сложна и противоречива.
Мы откуда появились?
Звезд далёких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Надел душой Создатель?
Или разум как зарница
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки.
Но откуда б мы ни взялись,
Раз, возникнув Человеком,
Надо, чтоб мы им оставались.
Тема урока: Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян.
Р
ПП
ЧП
Коллект
+
+
IV.
Изучение н/м:
А). Развитие плацентарных млекопитающих.
Используя материал параграфа 41 на страницах 190 - 191 учебника под редакцией Р.Сатимбекова, рассмотрите, обсудите, ответьте на вопросы и выступите перед классом:
-
Кто является предком млекопитающих? (древние палеозойские рептилии)?
-
Какой подкласс, отряд рептилий относят к предковой группе млекопитающих? (подкласс звероподобных, отряд зверозубых).
-
Перечислите признаки сходства представителей отряда зверозубых и млекопитающих?
-
зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные;
-
имели вторичное костное небо.
-
Какое основание дает основание предполагать, что древнейшие млекопитающие произошли от мелких зверозубых: иктидозавра? (мелкие размеры).
-
В какой период появились первые млекопитающие? (триасовый, мезозойскую эру).
-
Представители, какой группы млекопитающих господствовали с конца триаса до первой половины третичного периода кайнозойской эры? (многобугорчатые).
-
Опишите многобугорчатых? (мелкие размеры, наличие на коренных зубах бугорков - отсюда их название, отсутствие клыков, резцы хорошо были развиты).
-
Опишите предков сумчатых и плацентарных (вероятно это пантотерии - представитель трехбугорчатых: мелкие зверьки, близкие к насекомоядным, питались частично растительной и животной пищей).
-
На какие ветви разделились хищники на грани между эоценом и олигоценом? (большую- наземных хищников и меньшую - ластоногих).
-
От кого произошли древние копытные? (от древних хищников - креодонтов, перешедших на питание растительной пищей в палеоценте).
-
Опишите древних копытных (размером от куницы до волка, всеядные животные с умеренно длинными клыками, бугорчатыми коренными зубами, с пятипалыми конечностями, в которых средний палец был развит сильнее остальных, а первый и пятый ослаблены).
-
Каким группам млекопитающих дали начало насекомоядные? (грызунам и приматам).
Б). Появление обезьян.
Первые отряды приматов появились 65 млн. лет назад.
Работа в группах по заданиям:
1 группа
Используя материал параграфа 41 на страницах 191 - 192 учебника под редакцией Р.Сатимбекова, рассмотрите схему 6, обсудите в группах и подготовьте материал о предках обезьян, ответьте на вопросы и выступите перед классом:
-
Какой орган чувств хорошо развит у узконосых обезьян? (обоняние).
-
Какая группа выделилась от узконосых обезьян 30 млн. лет назад? (человекообразные обезьяны).
Первые насекомоядные млекопитающие
Обезьяны
Человекоподобные высшие обезьяны
Полуобезьяны
Узконосые
Широконосые
2 группа:
Используя материал параграфа 41 на странице 192 учебника под редакцией Р.Сатимбекова и приложение №1, рассмотрите схему 7, обсудите в группах и подготовьте материал о классификации человекообразных обезьянах, ответьте на вопросы и выступите перед классом:
-
Каким путем 30 млн.лет назад отелились друг от друга узконосые и человекообразные обезьяны? (дивергенции).
-
Дайте характеристику человекообразным обезьянам (египтопитекам).
Человекообразные обезьяны
Гоминиды
Гиббоны
Гоминины
Понгины
Горилла
Люди
Шимпанзе
Орангутаны
3 группа:
Используя материал параграфа 41 на странице 193 учебника под редакцией Р.Сатимбекова , рассмотрите схему 8, обсудите в группах и подготовьте материал о дриопитеках, ответьте на вопросы и выступите перед классом:
-
К какой группе обезьян относят дриопитеков?
-
Дайте характеристику дриопитекам.
В). Человекообразные обезьяны.
К родственным видам дриопитеков относятся рамапитеки и сивапитеки.
-
Рамапитеки (сообщение учащихся).
-
Австралопитеки (сообщение учащихся).
-
«Человек умелый» (сообщение учащихся).
Г). Направления эволюции человека.
1. Как вы считаете, какие факторы играли главную роль в начале эволюции человека и объясните, почему?
Р
МК
Р
ИП
ЧП
Р
ИП
Р
Работа в группах
Работа в группах
Индивид
Коллект
+
+
+
+
+
+
VI.
Закрепление
-
Почему зверозубых пресмыкающихся считают предками древних млекопитающих?
-
Какие млекопитающие появились первыми?
-
Когда и появились первые отряды приматов?
-
На какие семейства делятся человекообразные обезьяны?
-
Опишите дриопитеков.
-
2. Какие факторы играют главную роль в превращении человекообразных обезьян в человека?
-
Опишите австралопитеков.
-
Почему шимпанзе относят к человекообразным обезьянам?
Р
Фронтал
+
+
VII.
Подведение итогов
(Учащиеся самостоятельно делают выводы урока.
Оценивание работы каждого учащегося в группах по критериям.
Р
Работа в группах
+
+
VIII.
Домашнее задание:
Прочитать § 41, знать строение
и выполняемые функции органов дыхания (таблица).
Творческое задание:
Гипотезы о происхождении человека (работа в группах).
Р
Индивид
IX.
Рефлексия
-
Кто сегодня получил отметку «5»?
-
Кто получил «4»?
-
Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?
-
Дайте эмоциональную оценку урока.
Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления.
Формулируют вывод о степени достижения цели урока.
Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценку
Р
Индивид
Литература и Интернет - источники:
-
Р.Сатимбеков. Биология. Алматы: «Мектеп , 2015г. - 352 с.
-
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.
-
primaty.ru›litera/l7_2.shtml
-
ru.wikipedia.org›Человекообразные обезьяны
Приложение № 1
Ф. Нестурх считал проплиопитека также исходной формой всех современных антропоидов и человека. И к этому как будто имеются основания. Но сейчас уже на такую роль претендует другой ископаемый предок - найденный в 60-х и 70-х гг. египтопитек (Aegiptopithecus).
Вполне точный возраст египтопитека - 27 млн. лет, граница позднего олигоцена и миоцена. Родина - Африка. Жил на деревьях, спускался на землю. Прогрессивным по сравнению с предшественниками был головной мозг. Большое развитие зрительной коры, заметная редукция (уменьшение) обонятельных луковиц. В мозге же выделяется центральная борозда, которая делит кору на сенсорную (воспринимающую) и двигательную зоны. Словом, по мозгу - это человекообразная обезьяна, хотя по экстерьеру похожа на массивную кошку или лисицу! А вот по строению костей, особенно конечностей, египтопитек связан... и с широконосыми, с современными ревунами.
Куда более важно другое: черты скелета египтопитека позволяют думать, что он мог быть предком дриопитека, как считалось, исходной формы гоминид и антропоидов...
Приложение № 2
Итак, около 60-50 млн. лет назад от древнейших насекомоядных млекопитающих отделились полуобезьяны. От них произошли узконосые обезьяны Старого Света и широконосые американские обезьяны. Именно эта ветвь развития приматов и увенчалась возникновением человека.
Древние полуобезьяны дали начало плиопитекам, останки которых обнаружены в ряде стран Европы. Потомками плиопитеков стали современные гиббоны и ископаемые обезьяны дриопитеки, которые дали начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид - гориллы и шимпанзе - живут и сегодня, а от гоминид произошли рамапитеки, жившие 15-7 млн. лет назад. Рамапитеки, как считает современная наука, могли стать непосредственными предками австралопитеков, а те, в свою очередь, дали начало самым древним людям. Ученым трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых остатков, да и те очень неполные. Поэтому существуют различные версии эволюции гоминид.
Рамапитек. Ряд ученых полагают, что только 14 млн. лет назад на нашей планете появилась обезьяна, которую можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, России. В отличие от первых человекообразных обезьян, задние зубы рамапитека были более широкими и плоскими, а между задними и передними зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.
Австралопитек. На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Многочисленные их остатки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст остатков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн. лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120-130 см, масса 25-45 кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян). Однако считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда - один из основных признаков человека)
Человек умелый. В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше - до 650 - 1100 см3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т.е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец был противопоставлен указательному. Значит, он мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе. Действительно, ученым удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Ученые дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.