- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса
Рабочая программа элективного курса
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бессалова Е.А. |
Дата | 29.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 имени А.З.Потапова ст. Лысогорской»
УТВЕРЖДАЮ
Директор _____________И.В. Брыксина
Приказ от ____________2014г. №_____
-
Рабочая программа элективного курса
« Растения и грибы в жизни человека»
для 6-7 классов
Программы элективных курсов.Биология.6-9классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/ авт.- сост. В.И.Сивоглазов, И.Б. Морзунова - М.: Дрофа, 2008г.)
Составитель: учитель Бессалова Е.А.
МБОУ СОШ №15 им. А.З.Потапова ст. Лысогорской Георгиевского муниципального района
Растения и грибы в жизни человека
Пояснительная записка
Цель курса - расширение, структурирование и конкретизация знаний учащихся о роли растений и грибов в жизни человека. Предусматривается значительное расширение образовательного пространства. Программа предусматривает активную деятельность учащихся по охране окружающей среды не только поискового, исследовательского характера, но и практического, созидательного.
Успешность освоения тем курса оценивается на основе педагогического наблюдения и анализа практической деятельности учащихся, выполнения творческих работ.
Занятия рассчитаны на 35 часов для учащихся 6-7 классов основной школы.
Срок проведения занятий с сентября по май.
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу или через неделю по 2 часа (после уроков).
Учебно-тематический план
Темы курса
Формы
проведения
занятий
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1. Вводное занятие «Осенние явления в природе»
Знакомство с планом работы, его обсуждение; экскурсия
1
1
2. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды
Обзорная экскурсия на юннатскую станцию, или в парк, или в ботанический сад
2
3. Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария
Работа с определителем. Подготовка гербария
1
1
4. Пищевые растения; съедобные грибы
Экскурсия в музей (или праздник «Хлеб - всему голова»)
2
5. Лекарственные растения
Чаепитие «У бабушки Травинки»
2
6. Ядовитые растения и грибы
«Круглый стол»
1
1
7. Технические растения
Фольклорный праздник «Синий лен»
2
8. Масличные растения
Сообщения; выставка рисунков, репродукции картин, фотографии растений
2
9. Кормовые растения
Доклады, слайды, фотографии; практическая работа с гербарием
2
10. Декоративные растения
Праздник «О чем пела королева луговых колокольчиков...»
3
11. Растения в прикладном искусстве
Ярмарка декоративно-прикладного искусства
2
12. Растения в легендах и мифах
Сообщения; инсценировка
2
13. Весенние явления в природе
Экскурсия; выставка рисунков о весне
2
14. Растения на пришкольном и дачном участке
Подбор растений, составление композиций, планировка декоративного отдела на участке; презентация проектов
2
2
15. Сады и парки городов
16. Итоговое занятие
Экскурсия (возможно заочная или видео); выставка фотоальбомов, фотографий, репродукций картин
2
2
Итого
11
24
Всего
35
Содержание курса Общее количество часов - 35
1. Вводное занятие «Осенние явления в природе» (2 ч)
Знакомство с планом работы элективного курса. Фенология - наука о сезонных изменениях в природе. Осенние явления в природе: изменение длины светового дня; осенние изменения температурного режима; изменение окраски листьев, листопад; созревание и распространение семян; отлет птиц; изменение активности насекомых и других животных.
2. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды (2 ч)
Многообразие растений: культурные и дикорастущие растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники и кустарнички, травы. Ботаника - наука о растениях. Карл Линней - создатель классификации растений на основании строения цветка (количества тычинок и способов их прикрепления) и других особенностей растений. Система двойных видов названий.
3. Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария (2 ч)
Однолетние и многолетние дикорастущие растения. Правила сбора растений для создания гербария. Правило заполнения этикеток для гербарных листов. Заготовка природных материалов для композиций. Определение собранных растений. Подготовка гербария.
4. Пищевые растения; съедобные грибы (2 ч)
Основные пищевые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис. Многообразие сортов, особенности их районирования и выращивания, пищевая ценность злаков. Традиции использования этих растений в разных национальных культурах. Изображения пищевых растений в гербах стран и городов. Картофель - «второй хлеб». Особенности строения и выращивания картофеля, его пищевая ценность и история возделывания в Европе. Съедобные грибы.
5. Лекарственные растения (2 ч)
Лекарственные растения - источник здоровья. Что такое фитотерапия? История народной фитотерапии. Содержание различных химических соединений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Правила сбора, хранения и использования лекарственных растений.
6. Ядовитые растения и грибы (2 ч)
Описания ядовитых растений и грибов и их воздействий на организм человека. Причины отравлений. Алкалоиды, содержащиеся в растениях, и их значение. Лечебный эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых растений и грибов по их изображениям и муляжам. Начальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему.
7.Технические растения (2 ч)
Технические растения, используемые в текстильной промышленности: хлопчатник, лен. Хлопчатник: история возделывания, особенности выращивания, селекция, использование человеком. Лен-долгунец и лен-кудряш: история возделывания, особенности выращивания, одежда и ткани из льна, лен в русской национальной традиции и народном творчестве. Кунжут и конопля - их техническое использование: изготовление веревок, канатов, мешковины. Сахарная свекла и другие технические растения.
8. Масличные растения (2 ч)
Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. Особенности растительного масла (оливкового и подсолнечного). История возделывания оливы. Символика, связанная с оливковым деревом. Подсолнечник: история возделывания в мире и в России, особенности выращивания, селекция. Другие масличные культуры: рапс, горчица, соя, кукуруза.
9. Кормовые растения (2 ч)
Пища для домашних животных. Степные и луговые растения. Сенокос. Сено - корм для копытных животных. Кукуруза, сахарная и кормовая свекла, турнепс, люпин, соя и другие бобовые. Силосование. Борщевик гибридный - зарастание им полей и огородов. Здоровье домашних животных - залог здоровья человека.
10. Декоративные растения (3 ч)
Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании.
11. Растения в прикладном искусстве (2 ч)
Роспись тканей и посуды: растительные мотивы и краски, получаемые из растений. Растения в интерьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением растений.
12. Растения в легендах и мифах (2 ч)
Нарцисс - первый цветок весны, символ самовлюбленного человека. Анютины глазки - цветок Юпитера и дня всех влюбленных. Лилия - символ невинности, чистоты. Гвоздика - цветок крови, цветок революции. «Язык цветов». Правила и традиции составления и преподнесения букетов.
13. Весенние явления в природе (2 ч)
Изменение длины светового дня, температурного режима, таяния льда (снега, сосулек), просыхание почвы. Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц и их поведение, появление первых насекомых и т. п. Правила поведения в природе весной. Весенняя природа в народном творчестве, художественной литературе и искусстве.
14. Растения на пришкольном и огороде (4 ч)
Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии с потребностями семьи. Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания растений на огороде. Учет биоритмов растений, «цветочные часы», взаимоуживаемость растений.
15. Сады и парки городов (2 ч)
Знаменитые сады и парки мира. Летний и Михайловский сады в Санкт-Петербурге. Парки Петродворца, Пушкина, Павловска (или других - по выбору учащихся и учителя).
16. Итоговое занятие(2ч)
Рекомендуемая литература
Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002.
Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Твой первый атлас-определитель. Растения луга. М.: Дрофа, 2006.
Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Твой первый атлас-определитель. Растения леса. М.: Дрофа, 2006.
Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. М.: Дрофа.
Учебно-тематический план на 2014-2015 уч. год
Темы курса
Формы
проведения
занятий
Количество часов
Дата
Теоретические занятия
Практические занятия
1. Вводное занятие «Осенние явления в природе»
Знакомство с планом работы, его обсуждение; экскурсия
1
2. Вводное занятие «Осенние явления в природе»
1
3. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды
Обзорная экскурсия на юннатскую станцию, или в парк, или в ботанический сад
1
4. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды
1
5. Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария
Работа с определителем. Подготовка гербария
1
6. Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария
1
7. Пищевые растения; съедобные грибы
Экскурсия в музей (или праздник «Хлеб - всему голова»)
1
8. Пищевые растения; съедобные грибы
1
9. Лекарственные растения
Чаепитие «У бабушки Травинки»
1
10. Лекарственные растения
1
11. Ядовитые растения и грибы
«Круглый стол»
1
12. Ядовитые растения и грибы
1
13. Технические растения
Фольклорный праздник «Синий лен»
1
14. Технические растения
1
15. Масличные растения
Сообщения; выставка рисунков, репродукции картин, фотографии растений
1
16. Масличные растения
1
17. Кормовые растения
Доклады, слайды, фотографии; практическая работа с гербарием
1
18. Кормовые растения
1
19. Декоративные растения
Праздник «О чем пела королева луговых колокольчиков...»
1
20. Декоративные растения
1
21. Декоративные растения
1
22. Растения в прикладном искусстве
Ярмарка декоративно-прикладного искусства
1
23. Растения в прикладном искусстве
1
24. Растения в легендах и мифах
Сообщения; инсценировка
1
25. Растения в легендах и мифах
1
26. Весенние явления в природе
Экскурсия; выставка рисунков о весне
1
27. Весенние явления в природе
1
28. Растения на пришкольном и дачном участке
Подбор растений, составление композиций, планировка декоративного отдела на участке; презентация проектов
1
29. Растения на пришкольном и дачном участке
1
30. Растения на пришкольном и дачном участке
1
31. Растения на пришкольном и дачном участке
1
32. Сады и парки городов
Экскурсия (возможно заочная или видео); выставка фотоальбомов, фотографий, репродукций картин
1
33. Сады и парки городов
1
34. Итоговое занятие
1
35. Итоговое занятие
1
Итого
11
24
Всего
35
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественнонаучного цикла
от_________ 2014г. № 1,
_______________ Локотко О.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Терещенко С.А.
«___»_________ г.