Рабочая программа элективного курса

  Рабочая программа элективного курса "Растения и грибы в жизни человека" для 6-7 классов. Данная рабочая программа элективного кусра составлялась при использовании следующего учебного пособия: "Программы элективных курсов. Биология.6-9классы.Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост.В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова-М.:Дрофа, 2008г." Программа предусматривает активную деятельность учащихся по охране окружающей среды не только поискового, исследовательского характера, но и практического, созидате...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 имени А.З.Потапова ст. Лысогорской»

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________И.В. Брыксина

Приказ от ____________2014г. №_____



Рабочая программа элективного курса

« Растения и грибы в жизни человека»

для 6-7 классов

Программы элективных курсов.Биология.6-9классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/ авт.- сост. В.И.Сивоглазов, И.Б. Морзунова - М.: Дрофа, 2008г.)

Составитель: учитель Бессалова Е.А.

МБОУ СОШ №15 им. А.З.Потапова ст. Лысогорской Георгиевского муниципального района







Растения и грибы в жизни человека

Пояснительная записка

Цель курса - расширение, структурирование и конкретизация знаний учащихся о роли растений и грибов в жизни человека. Предусматривается значительное расширение образовательного пространства. Программа предусматривает активную деятельность учащихся по охране окружающей среды не только поискового, исследовательского характера, но и практического, созидательного.

Успешность освоения тем курса оценивается на основе педагогического наблюдения и анализа практической деятельности учащихся, выполнения творческих работ.

Занятия рассчитаны на 35 часов для учащихся 6-7 классов основной школы.

Срок проведения занятий с сентября по май.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу или через неделю по 2 часа (после уроков).

Учебно-тематический план

Темы курса

Формы

проведения

занятий

Количество часов

Теорети­ческие занятия

Практи­ческие занятия

1. Вводное занятие «Осенние явления в природе»

Знакомство с пла­ном работы, его обсуждение; экскурсия

1

1

2. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды

Обзорная экскур­сия на юннат­скую станцию, или в парк, или в ботаниче­ский сад

2

3. Дикорастущие растения, прави­ла их сбора и под­готовки гербария

Работа с опреде­лителем. Подго­товка гербария

1

1

4. Пищевые растения; съедобные грибы

Экскурсия в музей (или праздник «Хлеб - всему голова»)

2

5. Лекарственные растения

Чаепитие «У бабушки Травинки»

2

6. Ядовитые растения и грибы

«Круглый стол»

1

1

7. Технические растения

Фольклорный праздник «Синий лен»

2

8. Масличные растения

Сообщения; выставка рисун­ков, репродукции картин, фотогра­фии растений

2

9. Кормовые растения

Доклады, слай­ды, фотографии; практическая ра­бота с гербарием

2

10. Декоративные растения

Праздник «О чем пела королева луговых колокольчи­ков...»

3

11. Растения в прикладном искусстве

Ярмарка декоративно-прикладного искусства

2

12. Растения в ле­гендах и мифах

Сообщения; инсценировка

2

13. Весенние явления в природе

Экскурсия; выставка рисун­ков о весне

2

14. Растения на пришкольном и дачном участке

Подбор растений, составление ком­позиций, плани­ровка декоратив­ного отдела на участке; презен­тация проектов

2

2

15. Сады и парки городов

16. Итоговое занятие

Экскурсия (возможно заоч­ная или видео); выставка фото­альбомов, фото­графий, репро­дукций картин

2

2

Итого

11

24

Всего

35

Содержание курса Общее количество часов - 35

1. Вводное занятие «Осенние явления в природе» (2 ч)

Знакомство с планом работы элективного курса. Фенология - наука о сезонных изменениях в при­роде. Осенние явления в природе: изменение длины светового дня; осенние изменения температурного режима; изменение окраски листьев, листопад; соз­ревание и распространение семян; отлет птиц; изме­нение активности насекомых и других животных.

2. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды (2 ч)

Многообразие растений: культурные и дикорас­тущие растения. Жизненные формы растений: де­ревья, кустарники и кустарнички, травы. Ботаника - наука о растениях. Карл Линней - создатель клас­сификации растений на основании строения цветка (количества тычинок и способов их прикрепления) и других особенностей растений. Система двойных видов названий.

3. Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария (2 ч)

Однолетние и многолетние дикорастущие расте­ния. Правила сбора растений для создания герба­рия. Правило заполнения этикеток для гербарных листов. Заготовка природных материалов для ком­позиций. Определение собранных растений. Подго­товка гербария.

4. Пищевые растения; съедобные грибы (2 ч)

Основные пищевые растения: пшеница, рожь, ку­куруза, рис. Многообразие сортов, особенности их районирования и выращивания, пищевая ценность злаков. Традиции использования этих растений в разных национальных культурах. Изображения пи­щевых растений в гербах стран и городов. Карто­фель - «второй хлеб». Особенности строения и вы­ращивания картофеля, его пищевая ценность и ис­тория возделывания в Европе. Съедобные грибы.

5. Лекарственные растения (2 ч)

Лекарственные растения - источник здоровья. Что такое фитотерапия? История народной фитоте­рапии. Содержание различных химических соеди­нений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Правила сбора, хранения и использова­ния лекарственных растений.

6. Ядовитые растения и грибы (2 ч)

Описания ядовитых растений и грибов и их воз­действий на организм человека. Причины отравле­ний. Алкалоиды, содержащиеся в растениях, и их значение. Лечебный эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых расте­ний и грибов по их изображениям и муляжам. На­чальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему.

7.Технические растения (2 ч)

Технические растения, используемые в текстиль­ной промышленности: хлопчатник, лен. Хлопчатник: история возделывания, особенности выращивания, се­лекция, использование человеком. Лен-долгунец и лен-кудряш: история возделывания, особенности вы­ращивания, одежда и ткани из льна, лен в русской на­циональной традиции и народном творчестве. Кунжут и конопля - их техническое использование: изготов­ление веревок, канатов, мешковины. Сахарная свекла и другие технические растения.

8. Масличные растения (2 ч)

Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. Особенности растительного масла (оливкового и подсолнечного). История возделыва­ния оливы. Символика, связанная с оливковым дере­вом. Подсолнечник: история возделывания в мире и в России, особенности выращивания, селекция. Другие масличные культуры: рапс, горчица, соя, кукуруза.

9. Кормовые растения (2 ч)

Пища для домашних животных. Степные и луго­вые растения. Сенокос. Сено - корм для копытных животных. Кукуруза, сахарная и кормовая свекла, турнепс, люпин, соя и другие бобовые. Силосование. Борщевик гибридный - зарастание им полей и ого­родов. Здоровье домашних животных - залог здо­ровья человека.

10. Декоративные растения (3 ч)

Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных ка­чествах, агротехнике и использовании.

11. Растения в прикладном искусстве (2 ч)

Роспись тканей и посуды: растительные мотивы и краски, получаемые из растений. Растения в ин­терьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением растений.

12. Растения в легендах и мифах (2 ч)

Нарцисс - первый цветок весны, символ само­влюбленного человека. Анютины глазки - цветок Юпитера и дня всех влюбленных. Лилия - символ невинности, чистоты. Гвоздика - цветок крови, цветок революции. «Язык цветов». Правила и тра­диции составления и преподнесения букетов.

13. Весенние явления в природе (2 ч)

Изменение длины светового дня, температурного режима, таяния льда (снега, сосулек), просыхание почвы. Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц и их поведение, появление первых насекомых и т. п. Правила поведения в природе весной. Весен­няя природа в народном творчестве, художествен­ной литературе и искусстве.

14. Растения на пришкольном и огороде (4 ч)

Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории. Посадка растений и ве­сенние работы на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии с потребностями семьи. Оп­ределение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания растений на огороде. Учет биоритмов растений, «цветочные часы», взаимоуживаемость растений.

15. Сады и парки городов (2 ч)

Знаменитые сады и парки мира. Летний и Ми­хайловский сады в Санкт-Петербурге. Парки Петродворца, Пушкина, Павловска (или других - по выбору учащихся и учителя).

16. Итоговое занятие(2ч)

Рекомендуемая литература

Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002.

Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Твой первый атлас-определитель. Растения луга. М.: Дрофа, 2006.

Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Твой первый атлас-определитель. Растения леса. М.: Дрофа, 2006.

Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атлас-опре­делитель. Дикорастущие растения. М.: Дрофа.




Учебно-тематический план на 2014-2015 уч. год

Темы курса

Формы

проведения

занятий

Количество часов

Дата

Теорети­ческие занятия

Практи­ческие занятия

1. Вводное занятие «Осенние явления в природе»

Знакомство с пла­ном работы, его обсуждение; экскурсия

1

2. Вводное занятие «Осенние явления в природе»

1

3. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды

Обзорная экскур­сия на юннат­скую станцию, или в парк, или в ботаниче­ский сад

1

4. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды

1

5. Дикорастущие растения, прави­ла их сбора и под­готовки гербария

Работа с опреде­лителем. Подго­товка гербария

1


6. Дикорастущие растения, прави­ла их сбора и под­готовки гербария

1

7. Пищевые растения; съедобные грибы

Экскурсия в музей (или праздник «Хлеб - всему голова»)

1

8. Пищевые растения; съедобные грибы

1

9. Лекарственные растения

Чаепитие «У бабушки Травинки»

1

10. Лекарственные растения

1

11. Ядовитые растения и грибы

«Круглый стол»

1

12. Ядовитые растения и грибы

1

13. Технические растения

Фольклорный праздник «Синий лен»

1

14. Технические растения

1

15. Масличные растения

Сообщения; выставка рисун­ков, репродукции картин, фотогра­фии растений

1

16. Масличные растения

1

17. Кормовые растения

Доклады, слай­ды, фотографии; практическая ра­бота с гербарием

1

18. Кормовые растения

1

19. Декоративные растения

Праздник «О чем пела королева луговых колокольчи­ков...»

1

20. Декоративные растения

1

21. Декоративные растения

1

22. Растения в прикладном искусстве

Ярмарка декоративно-прикладного искусства

1

23. Растения в прикладном искусстве

1

24. Растения в ле­гендах и мифах

Сообщения; инсценировка

1

25. Растения в ле­гендах и мифах

1

26. Весенние явления в природе

Экскурсия; выставка рисун­ков о весне

1

27. Весенние явления в природе

1

28. Растения на пришкольном и дачном участке

Подбор растений, составление ком­позиций, плани­ровка декоратив­ного отдела на участке; презен­тация проектов

1

29. Растения на пришкольном и дачном участке

1

30. Растения на пришкольном и дачном участке

1

31. Растения на пришкольном и дачном участке

1

32. Сады и парки городов

Экскурсия (возможно заоч­ная или видео); выставка фото­альбомов, фото­графий, репро­дукций картин

1

33. Сады и парки городов

1

34. Итоговое занятие

1

35. Итоговое занятие

1

Итого

11

24

Всего

35



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей естественнонаучного цикла

от_________ 2014г. № 1,

_______________ Локотко О.А.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Терещенко С.А.

«___»_________ г.




© 2010-2022