Урок по биологии для 7 класса «Класс Птицы. Отряд Пингвины»

Данный урок  разработан  для 7 класса по  учебно-методическому комплекту В.В.  Пасечника с использование интерактивной доски на разных этапах урока.  Сопровождается  презентацией  notebook, содержащей необходимые ЦОРы, видеофрагменты, иллюстрации, задания. Переход слайдов осуществляется системой гиперссылок.  Урок состоит из основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения учащихся в учебный процесс.      В ходе изучения проводится лабораторная работа, состо...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к уроку биологии в 7 классе по теме «Класс Птицы. Отряд Пингвины»

Тип: комбинированный урок

Форма организации: лабораторный урок

Программа: Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 5-11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 92.

Количество часов: 70 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю

Учебник: Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биология. Животные.

7 класс»,-М.: Дрофа, 2008

Раздел: Раздел «Многоклеточные животные. Тип Хордовые»

Цели:

Образовательные: составить общую характеристику птиц в сравнении с пресмыкающимися и подвести учащихся к выводу о происхождении птиц; выявить черты приспособленности птиц к полету и в ходе лабораторной работы подтвердить приобретенные теоретические знания; разобрать понятия выводковые и гнездовые птицы; познакомиться с отрядом Пингвины.

Развивающие: развитие учебно-познавательной и исследовательской компетенции, умения работать с натуральными объектами и текстом учебника при выполнении лабораторной работы, умения анализировать, сравнивать и делать выводы; развитие коммуникативной компетенции, познавательного интереса к предмету.

Воспитательные: научить видеть прекрасное в мире птиц, воспитывать чувство любви и бережного отношения к представителям класса птиц; воспитание культуры общения, уважительно отношения к чужому мнению, толерантности.

Социализация личности: воспитание доброжелательного отношения к окружающим, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, наблюдение, работа с натуральными объектами, книгой, интерактивной доской, иллюстрацией, ЦОР, индивидуальный и фронтальный устный опрос.

Формы работы: самостоятельная, работа в группах, фронтальная работа.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, чучело птицы, наборы перьев птиц, лупы

1 этап - Ориентационно-мотивационный ( ОМЭ)

  • Начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала, задает общее настроение последующих 45 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.

  • Затем проводится актуализация знаний, которая заключается в ориентации в учебном материале, фронтальной беседе по систематике животных, индивидуальной работе на интерактивной доске (ученик подписывает под иллюстрациями систематические категории Хордовых животных), коллективной работы с интерактивной доской (составление «портрета» Рептилии). Такая форма работы позволяет с интересом повторить основные понятия и развивает критическое мышление через чтение и письмо, поскольку при составлении общей характеристики пресмыкающихся ученик должен выбрать нужное из предложенного избыточного. Результатом работы на этом этапе является возникающий проблемный вопрос «Какие животные занимают следующую ступеньку эволюции, и в чем проявляется повышение уровня организации по сравнению с пресмыкающимися?»

2 этап - Операционно-исполнительский (ОИЭ).

  • Начинается с фронтальной коллективной работы по характеристике птиц: на интерактивной доске необходимо выбрать и перенести в левый столбик характерные черты птиц. Ученики с места выбирают признаки, учитель переносит их в левый столбик. Сразу же по ходу выполнения работы учитель с помощью гиперссылок переходит к более детальному изучению характерных особенностей птиц с использованием ЦОРов, видеофрагментов. Это позволяет наглядно и быстро подтвердить выбранные характеристики. При этом ученики являются не просто созерцателями, а активными участниками, т.к. учитель постоянно вовлекает их в беседу, опираясь на имеющиеся у детей знания.

  • В ходе изучения проводится лабораторная работа, состоящая из 2-х частей: «Внешнее строение птицы» и «Строение перьев» с использованием натуральных объектов. Работа проводится по группам с последующим обменом заданиями и ответами на поставленные в лабораторной работе вопросы. При выполнении работы учащиеся перемещались по классу для выполнения каждой части работы, что являлось своеобразной физкультминуткой и сменой видов деятельности.

  • Важным моментом 2-го этапа урока является сравнение получившегося «портрета» Птиц с ранее составленным «портретом» Пресмыкающихся, которые наглядно продемонстрированы на доске. Это позволило подвести уч-ся к формулированию вывода о сходстве птиц и пресмыкающихся и предположению о происхождении птиц.

  • По планированию на этом уроке начинается знакомство с многообразием птиц, которое продолжится на последующих уроках. С представителями отряда Пингвины с использованием мультимедийной презентации и включением видеофрагментов ребят знакомит ученица класса.

3 этап - рефлексивно-оценочный (РОЭ).

  • Процесс закрепления знаний проводится с использованием игрового момента «Светофор». За знаками светофора на ИД спрятаны различного рода задания: интерактивные тесты, кроссворд, различные вопросы. Ученики по очереди подходят к ИД, выбирают знак светофора и выполняют задания. При возникновении затруднений осуществляется помощь класса.

  • Завершающим этапом урока является подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности с выставлением само- и взаимооценки, а также выражения своего отношения к уроку путем выбора соответствующего смайлика на интерактивной доске. Рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке и какие проблемы будут решать они на последующих уроках.

© 2010-2022