- Преподавателю
- Биология
- Занятие по биологии на тему Основы экологии ( 1 курс-10 класс)
Занятие по биологии на тему Основы экологии ( 1 курс-10 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абрамас С.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Абрамас Светлана Викторовна, преподаватель географии-биологии, ОБЖ Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма».
Для обучающихся 1 курса социально-экономического профиля.
Урок-лекция по разделу "Основы экологии"
Цель: Сформировать и углубить знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов, формировать специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы.
Тип урока: вводный.
Вид: урок-лекция.
Методы: словесные - лекция, описание.
Преподаватель: В настоящее время проблемы экологии стали предметом широкого обсуждения, в том числе в парламентах многих стран мира, включая Россию. Острота экологических проблем очень велика. Нередко, к сожалению, термин «экология» употребляют вместо термина «природа» или «окружающая среда». Говорят о «плохой экологии» того или иного региона, о необходимости «оздоровления экологии». В действительности термин «экология» может быть отнесен только к научной дисциплине.
И так, что же такое экология. Записываем в тетрадь. Данный термин предложил Э.Геккель в 1866 г. (от греч.oikos- дом, жилище + logos - учение) для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средой.
Задание №1. Прочитайте текст учебника на стр. 256 и охарактеризуйте главные направления современной экологии и запишите их в тетрадь.
Обучающиеся: Главные направления современной экологии распределяются по четырем основным блокам (биоэкология, геоэкология, экология человека и социальная экология, прикладная экология).
Преподаватель: Для жизни и процветания каждого организма требуется набор определенных факторов - факторов среды. Под факторами среды понимают экологические факторы, т.е. любые воздействия среды, на которые живое отвечает приспособительными реакциями.
Все многообразие экологических факторов делят на две большие группы: абиотические и биотические.
Абиотические факторы включают компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы.
Задание №2. Прочтите параграф на стр. 257, 6.2 «Факторы среды» и заполните таблицу «Абиотические факторы»:
Название абиотических факторов
Краткая характеристика
Преподаватель: И так, какие факторы вы внесли в таблицу.
Обучающиеся: Тепловой режим, температурный фактор, вода, влажность, свет.
Преподаватель: В процессе заполнения таблицы вы столкнулись с понятиями: пойкилотермные и гомойотермные. Что это такое?
Обучающиеся: Большинство организмов не способны регулировать свою собственную температуру, их называют пойкилотермными. Гомойотермные животные в значительно меньшей степени зависят от температурных условий среды. Они способны поддерживать постоянную оптимальную температуру тела и поэтому сохраняют активность при очень резких перепадах температур, что позволило им освоить практически все места обитания.
Преподаватель: На рост и развитие организмов влияет не только окружающая неорганическая среда, но и биотические факторы. Продолжите таблицу и впишите биотические факторы. Стр. 261 учебника.
Преподаватель: Назовите биотические факторы.
Обучающиеся: Это внутривидовые и межвидовые взаимоотношения организмов.
Преподаватель:
Домашнее задание: используя источники ИНТЕРНЕТ, научно-популярную литературу по биологии, приведите примеры биотических факторов.
Рекомендуемая литература:
1.Биология под ред. Константинова В.М., Резанова А.Г., Фадеева Е.О. Учебник для начального и среднего профессионального образования, М. Издательский центр «Академия», 2012.
2.Общая биология под ред. Беляева Д.К. и Дымшица Г.М. Учебник для 10-11 кл. базовый уровень. М. " Просвещение", 2008.
3.Интернет - сайты (ecosystema.ru; ecology-portal.ru)