Занятие по биологии на тему Основы экологии ( 1 курс-10 класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абрамас Светлана Викторовна, преподаватель географии-биологии, ОБЖ Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма».

Для обучающихся 1 курса социально-экономического профиля.

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

Цель: Сформировать и углубить знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов, формировать специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы.

Тип урока: вводный.

Вид: урок-лекция.

Методы: словесные - лекция, описание.

Преподаватель: В настоящее время проблемы экологии стали предметом широкого обсуждения, в том числе в парламентах многих стран мира, включая Россию. Острота экологических проблем очень велика. Нередко, к сожалению, термин «экология» употребляют вместо термина «природа» или «окружающая среда». Говорят о «плохой экологии» того или иного региона, о необходимости «оздоровления экологии». В действительности термин «экология» может быть отнесен только к научной дисциплине.

И так, что же такое экология. Записываем в тетрадь. Данный термин предложил Э.Геккель в 1866 г. (от греч.oikos- дом, жилище + logos - учение) для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средой.

Задание №1. Прочитайте текст учебника на стр. 256 и охарактеризуйте главные направления современной экологии и запишите их в тетрадь.

Обучающиеся: Главные направления современной экологии распределяются по четырем основным блокам (биоэкология, геоэкология, экология человека и социальная экология, прикладная экология).

Преподаватель: Для жизни и процветания каждого организма требуется набор определенных факторов - факторов среды. Под факторами среды понимают экологические факторы, т.е. любые воздействия среды, на которые живое отвечает приспособительными реакциями.

Все многообразие экологических факторов делят на две большие группы: абиотические и биотические.

Абиотические факторы включают компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы.

Задание №2. Прочтите параграф на стр. 257, 6.2 «Факторы среды» и заполните таблицу «Абиотические факторы»:

Название абиотических факторов

Краткая характеристика

Преподаватель: И так, какие факторы вы внесли в таблицу.

Обучающиеся: Тепловой режим, температурный фактор, вода, влажность, свет.

Преподаватель: В процессе заполнения таблицы вы столкнулись с понятиями: пойкилотермные и гомойотермные. Что это такое?

Обучающиеся: Большинство организмов не способны регулировать свою собственную температуру, их называют пойкилотермными. Гомойотермные животные в значительно меньшей степени зависят от температурных условий среды. Они способны поддерживать постоянную оптимальную температуру тела и поэтому сохраняют активность при очень резких перепадах температур, что позволило им освоить практически все места обитания.

Преподаватель: На рост и развитие организмов влияет не только окружающая неорганическая среда, но и биотические факторы. Продолжите таблицу и впишите биотические факторы. Стр. 261 учебника.

Преподаватель: Назовите биотические факторы.

Обучающиеся: Это внутривидовые и межвидовые взаимоотношения организмов.

Преподаватель:

Домашнее задание: используя источники ИНТЕРНЕТ, научно-популярную литературу по биологии, приведите примеры биотических факторов.

Рекомендуемая литература:

1.Биология под ред. Константинова В.М., Резанова А.Г., Фадеева Е.О. Учебник для начального и среднего профессионального образования, М. Издательский центр «Академия», 2012.

2.Общая биология под ред. Беляева Д.К. и Дымшица Г.М. Учебник для 10-11 кл. базовый уровень. М. " Просвещение", 2008.

3.Интернет - сайты (ecosystema.ru; ecology-portal.ru)



© 2010-2022