- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка Скелет головы
Методическая разработка Скелет головы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черёмухина Т.В. |
Дата | 07.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГБОУ СПО МО «НОГИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
По предмету: "Анатомия и физиология человека".
Практическое занятие.
Тема: "Скелет головы".
Преподаватель: Черёмухина Т. В.
Специальность:
"сестринское дело"
Курс 2.
2015 год
Введение.
Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем манны - особой силы человека. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до голов знатных маори, но даже передавать что-либо через голову вождя.
Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Конкистадоры Кортеса в 16 веке увидели в одном храме более 136 тыс. черепов. Они служили оберегами от бед и опасностей. Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он перепончатый затем появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. Рост черепа не прекращается после формирования швов. Он продолжается по краям костей и в длину и в ширину, ведь происходит увеличение головного мозга. Даже в 40 - 80 лет можно видеть медленно зарастающие швы. Череп в большей степени, чем все остальные кости, несет черты индивидуальности человека. Это часто используется для определения личности человека. Например, таким образом, кроме анализа ДНК, устанавливали личности членов семьи Романовых. Давайте обобщим и уточним наши знания по этой теме, так как они нам понадобятся и при изучении других тем.
Изучаемая тема
Внутрипредметные связи
Тема:
"Скелет головы".
-
Базисные знания. Разделы и темы, изученные ранее и необходимые для изучения темы.
Раздел Цитология
Тема: «Клетка, её строение и функции».
Раздел Гистология
Тема: «Ткани. Эпителиальная и соединительная».
-
Разделы и темы, изучение которых требует знание данной темы.
Раздел Спланхнология
-
Дыхательная система
-
Сердечно-сосудистая система
-
Пищеварительная система
-
Нервная ситема
При изучении темы студенты освоят компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Цели занятия:
-
Образовательная:
-
Обобщить и систематизировать знания о строении и функциях черепа человека.
-
Выявить значимость данной темы для овладения медицинской профессией.
-
Развивающая:
-
Продолжить развитие общеучебных навыков работы с книжными пособиями и наглядным материалом.
-
Воспитательная:
-
Воспитывать чувство ответственности перед коллективом и требовательность к себе.
-
Умения адекватно оценивать собственные достижения.
Оснащение:
-
Таблицы: Череп.
-
Муляж черепа человека.
-
Скелет.
-
Самусев Р. П. Атлас анатомии человека; Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека.
Время занятия: 90 минут.
Место проведения: лекционная аудитория.
Форма организации занятия: практическое.
Хронокарта занятия:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний по теме «Строение и соединение костей»
3. Основная часть. Выполнение заданий.
4. Итоговый контроль знаний.
5. Подведение итогов занятия. Задание на дом.
2 мин
15 мин.
55 мин
15 мин
3 мин
Ход занятия:
-
Организационный момент.
Приготовьте: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, 2 листа чистой бумаги.
-
Проверка знаний по теме: «Строение и соединение костей».
-
Выполните задания в тестовой форме. На выполнение задания вам отводится 5 мин.
-
Решите кроссворд: «Соединение костей». На выполнение задания вам отводится 10 минут. (Смотри приложение 1).
-
Основная часть.
-
Разделитесь на пары.
-
Выполните последовательно задания № 1 - 4. (см. приложение 2).
-
Студенты, пропустившие занятие и готовящиеся самостоятельно выполняют все задания письменно. Результаты решений сдают для проверки преподавателю.
4. Итоговый контроль
Проверьте свои знания, выполнив задания.
На выполнение этого задания вам отводиться 15 минут.
-
Возьмите чистый лист бумаги. Подпишите фамилию, число, номер группы, тему и вариант. К предложенным названиям обозначений образований костей выберите соответствующую цифру на рисунке.
-
Сдайте его преподавателю.
5. Задание на дом:
-
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Тема: «Кости туловища» с.52 - 60.
-
Зарисуйте скелет грудной клетки.
6. Литература.
Основная.
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.
Дополнительная.
-
Гаврилов Л.Ф. Анатомия. - М.: Медицина, 1986. - С. 368.
-
Самусев Р. П. Атлас анатомии человека;
-
Анатомия человека в 2 томах / под ред. М.Р. Сапина. Том 1. - М.: Медицина. - С. 543.
Приложение2.
Задание № 1. Строение черепа.
Заполните схему. На выполнение задания вам дается 3 мин.
Задание № 2. Ответьте на вопросы.
На выполнение этого задания вам отводится 10 минут.
-
Каково значение черепа?
-
Какие кости черепа имеют воздухоносные пазухи и ячейки?
-
Каково назначение воздухоносных костей?
-
На какой кости расположено турецкое седло?
-
Какие отверстия имеются на наружном основании черепа?
-
Какие отверстия имеет полость носа?
-
Какие стенки имеет полость носа?
-
Какими костями образованы стенки глазницы?
-
Что составляет костную основу полости рта?
Задание № 3. Соединения костей черепа.
-
Какие виды соединения костей вы знаете?
-
Как называется соединение костей:
-
Свода черепа
-
Зубов с челюстью
-
Нижней челюсти
Какая ткань участвует во всех этих соединениях.
-
Чем образован височно-нижнечелюстной сустав? Каково его назначение?
На выполнение этого задания вам отводится 7 минут. (Смотри приложение 4).
Задание № 4. Череп в целом.
-
Откройте Самусев Р. П. Атлас анатомии человека на стр 103, рис 58; стр. 105, рис 59.
-
Рассмотрите рисунки: «Наружное основание черепа»; «Внутренне основание черепа».
-
Возьмите макет черепа человека и найдите на нем все образования.
-
Какие черепные ямки выделяют во внутреннем основании черепа? Каково их назначение?
На выполнение этого задания вам отводится 35 минут.
Приложение 4.