Методическая разработка Скелет головы

Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов на практическом занятии по предмету "Анатомия и физиология человека". Выполнив задания студенты смогут показать и описать строение каждой кости по плану:положение кости в черепе;части кости или тело с отростками; поверхности, образования кости, отверстия в них; знать участие кости в образовании полостей и их стенок. Научатся составлять и заполнять логико-дидактические схемы строения костей и полостей черепа; самостоятельн...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО МО «НОГИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



По предмету: "Анатомия и физиология человека".


Практическое занятие.


Тема: "Скелет головы".


Преподаватель: Черёмухина Т. В.


Специальность:

"сестринское дело"

Курс 2.


Методическая разработка Скелет головы
















2015 год

Введение.

Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем манны - особой силы человека. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до голов знатных маори, но даже передавать что-либо через голову вождя.

Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Конкистадоры Кортеса в 16 веке увидели в одном храме более 136 тыс. черепов. Они служили оберегами от бед и опасностей. Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он перепончатый затем появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. Рост черепа не прекращается после формирования швов. Он продолжается по краям костей и в длину и в ширину, ведь происходит увеличение головного мозга. Даже в 40 - 80 лет можно видеть медленно зарастающие швы. Череп в большей степени, чем все остальные кости, несет черты индивидуальности человека. Это часто используется для определения личности человека. Например, таким образом, кроме анализа ДНК, устанавливали личности членов семьи Романовых. Давайте обобщим и уточним наши знания по этой теме, так как они нам понадобятся и при изучении других тем.

Изучаемая тема

Внутрипредметные связи

Тема:

"Скелет головы".

  1. Базисные знания. Разделы и темы, изученные ранее и необходимые для изучения темы.

Раздел Цитология

Тема: «Клетка, её строение и функции».

Раздел Гистология

Тема: «Ткани. Эпителиальная и соединительная».

  1. Разделы и темы, изучение которых требует знание данной темы.

Раздел Спланхнология

  • Дыхательная система

  • Сердечно-сосудистая система

  • Пищеварительная система

  • Нервная ситема

При изучении темы студенты освоят компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Цели занятия:


  1. Образовательная:

  • Обобщить и систематизировать знания о строении и функциях черепа человека.

  • Выявить значимость данной темы для овладения медицинской профессией.


  1. Развивающая:

  • Продолжить развитие общеучебных навыков работы с книжными пособиями и наглядным материалом.


  1. Воспитательная:

  • Воспитывать чувство ответственности перед коллективом и требовательность к себе.

  • Умения адекватно оценивать собственные достижения.

Оснащение:

  1. Таблицы: Череп.

  2. Муляж черепа человека.

  3. Скелет.

  4. Самусев Р. П. Атлас анатомии человека; Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека.

Время занятия: 90 минут.

Место проведения: лекционная аудитория.

Форма организации занятия: практическое.

Хронокарта занятия:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний по теме «Строение и соединение костей»

3. Основная часть. Выполнение заданий.

4. Итоговый контроль знаний.

5. Подведение итогов занятия. Задание на дом.

2 мин

15 мин.

55 мин

15 мин

3 мин


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приготовьте: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, 2 листа чистой бумаги.


  1. Проверка знаний по теме: «Строение и соединение костей».

  • Выполните задания в тестовой форме. На выполнение задания вам отводится 5 мин.

  • Решите кроссворд: «Соединение костей». На выполнение задания вам отводится 10 минут. (Смотри приложение 1).

  1. Основная часть.

  • Разделитесь на пары.

  • Выполните последовательно задания № 1 - 4. (см. приложение 2).

  • Студенты, пропустившие занятие и готовящиеся самостоятельно выполняют все задания письменно. Результаты решений сдают для проверки преподавателю.

4. Итоговый контроль

Проверьте свои знания, выполнив задания.

На выполнение этого задания вам отводиться 15 минут.

  • Возьмите чистый лист бумаги. Подпишите фамилию, число, номер группы, тему и вариант. К предложенным названиям обозначений образований костей выберите соответствующую цифру на рисунке.

  • Сдайте его преподавателю.

5. Задание на дом:

  • Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Тема: «Кости туловища» с.52 - 60.

  • Зарисуйте скелет грудной клетки.

6. Литература.

Основная.

Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.

Дополнительная.

  1. Гаврилов Л.Ф. Анатомия. - М.: Медицина, 1986. - С. 368.

  2. Самусев Р. П. Атлас анатомии человека;

  3. Анатомия человека в 2 томах / под ред. М.Р. Сапина. Том 1. - М.: Медицина. - С. 543.

Приложение2.

Задание № 1. Строение черепа.

Заполните схему. На выполнение задания вам дается 3 мин.

Методическая разработка Скелет головы





Задание № 2. Ответьте на вопросы.

На выполнение этого задания вам отводится 10 минут.

  1. Каково значение черепа?

  2. Какие кости черепа имеют воздухоносные пазухи и ячейки?

  3. Каково назначение воздухоносных костей?

  4. На какой кости расположено турецкое седло?

  5. Какие отверстия имеются на наружном основании черепа?

  6. Какие отверстия имеет полость носа?

  7. Какие стенки имеет полость носа?

  8. Какими костями образованы стенки глазницы?

  9. Что составляет костную основу полости рта?

Задание № 3. Соединения костей черепа.

  1. Какие виды соединения костей вы знаете?

  2. Как называется соединение костей:

  • Свода черепа

  • Зубов с челюстью

  • Нижней челюсти

Какая ткань участвует во всех этих соединениях.

  • Чем образован височно-нижнечелюстной сустав? Каково его назначение?

На выполнение этого задания вам отводится 7 минут. (Смотри приложение 4).

Задание № 4. Череп в целом.

  • Откройте Самусев Р. П. Атлас анатомии человека на стр 103, рис 58; стр. 105, рис 59.

  • Рассмотрите рисунки: «Наружное основание черепа»; «Внутренне основание черепа».

  • Возьмите макет черепа человека и найдите на нем все образования.

  • Какие черепные ямки выделяют во внутреннем основании черепа? Каково их назначение?

На выполнение этого задания вам отводится 35 минут.

Приложение 4.

Методическая разработка Скелет головы

Методическая разработка Скелет головы


© 2010-2022