• Преподавателю
  • Биология
  • Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания биологии

Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания биологии

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Н. Агафонова,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 станицы Отрадной муниципального образования Тихорецкий район, учитель биологии и химии,

Тихорецкий район, станица Отрадная, улица Мира, 212.


Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания биологии.







2015 год

Будущее уже наступило.

Роберт Юнг

Для учителя с 35- летним педагогическим стажем менять методику своей работы трудно…, но возможно! Для меня, основной побудительной причиной практического использования новых педагогических технологий в свете ФГОС, стало осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом. При подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернет. Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. [1]

Для формирования целостной научной картины мира[2] недостаточно того количества уроков, которые выделены на курс биологии, поэтому необходимо было выстроить новую схему организации учебной деятельности, направленную на развитие УУД, включающую в том числе и внеурочные занятия.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее предметного содержания[3]

Главная задача современного учителя- формирование базовых компетентностей современного человека.

Информационная компетентность, на мой взгляд, основа образованности подрастающего поколения. Поэтому на своих уроках развиваю умение искать нужный теоретический материал, анализировать прочитанный текст, преобразовывать, и главное применять полученную информацию для решения проблем, при этом использую такие формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Мыслительная деятельность учащихся от класса к классу усложняется, требует переноса интеллектуальных знаний и умений с ботанических объектов на зоологические, на человека, живую природу в целом. Поэтому при изучении биологии в 5-6 классах делаю упор на развитие познавательных УУД, через систему специальных упражнений и заданий, поскольку от этого напрямую зависит успешность обучения, самообразования. К познавательным процессам человека относятся внимание, восприятие, воображение, мышление, речь и память. Все они тесно связаны между собой, поэтому их комплексное развитие приводит к повышению информационной компетентности, и как следствие к высоким результатам в обучении. На уроках учащимся систематически предлагаю задания и упражнения на развитие внимания. Например, на уроке по теме «Разнообразие живых организмов» в 5 классе предлагается следующие упражнение:

Установите соответствие между царствами живой природы и их характерными особенностями.

Растения_______

Животные_____

Грибы _______

Бактерии______

1. Создают органические вещества;

2. Потребляют органические вещества;

3. Активно передвигаются в пространстве;

4. Растут всю жизнь;

5. Рост ограничен;

6. Могут быть причиной опасных болезней;

7. Не передвигаются активно в пространстве.

Это упражнение нужно выполнять быстро, точно, просматривая текст один раз. В ходе выполнения упражнения тренируется переключение (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой) и распределение внимания (способность удерживать в центре внимания несколько объектов).

Определите на слух верные утверждения:

1.Самый многочисленный тип животных - Моллюски;

2. В отличие от царства Животные в царстве Растения выделяют систематическую группу- отдел;

3.Изучить разнообразие живых организмов помогает наука- систематика;

4. Рыб относят к типу Членистоногие;

5. Все организмы растут всю жизнь.

В ходе выполнения этого упражнения идёт тренировка концентрации внимания - способность чётко и ясно отражать один объект.

Определённое время отвожу упражнениям на развитие восприятия. Восприятие - процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Примером является упражнение, рассчитанное на слуховое восприятие, которое можно применять в качестве материала для первичного закрепление знаний.

Прослушайте текст с умышленно сделанными ошибками найдите их по ходу чтения:

1.Колониальные организмы состоят из множества взаимосвязанных и взаимозависимых клеток. 2.Вольвокс и гидра - колониальные организмы. 3. Исключение из вольвокса нескольких клеток приведёт к его гибели.

Выполнение задания требует волевых усилий учащихся, что способствует тренировке различных свойств произвольного внимания, в первую очередь концентрации. Концентрация внимания на рассматриваемом объекте способствует его правильному и чёткому восприятию.

Наряду с устными заданиями используются лабораторно-практические занятия, на которых максимум времени отводится самостоятельной работе учащихся. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы учащиеся выполняют ее, пользуясь инструктивными карточками. При выполнении заданий лабораторной работы они могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. Часто та или иная проблема ставится непосредственно перед выполнением практической работы.

Выявление наличия воды в клетках растений.

Положите в пробирку:

  1. несколько семян пшеницы;

  2. несколько листьев;

  3. кусочек зелёного стебля;

  4. кусочки корней.

Обратите внимание на появление капелек воды на внутренней стенке пробирки. Объясните причину наблюдаемого явления.

Считаю, что на уроках должно быть место упражнениям для развития воображения и речи. Для их развития используются задания следующего типа:

Представьте, что произойдёт в мире, если исчезнут растения.

При выполнении этого упражнения развивается способность видеть взаимосвязь живых организмов и явлений природы. Данное упражнение можно применять в качестве домашнего задания. Формы выполнения могут быть самые разные: сочинение, рассказ, сказка, рисунок, научный доклад и т.д. В ходе выполнения такого упражнения развиваются все виды речи: внутренняя и внешняя, устная и письменная, монолог и диалог.

Особенное внимание уделяю упражнениям для развития мышления.

Мышление - очень сложный, но в то же время самый важный процесс познания. Мыслительные задачи человек решает с помощью мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, классификации и систематизации, абстрагирования и конкретизации, поэтому все упражнения на развитие мышления сводятся к упражнениям на развитие этих операций.

Например, развитие операций анализа и синтеза. Анализ - это мысленное разъединение целого на части. Синтез - мысленное соединение отдельных частей, свойств, признаков или действий в целое. Синтез и анализ неразрывны. Примером таких занятий является игровые задания:

«Третий лишний»,

1. а - креветка, б - краб, в - скорпион;

2. а - паук; б- скорпион, в- рак;

3. а - клещ, б - паук, в - пчела.

« Найди родственника»

Найди из предложенного списка родственника божьей коровке.

Жук колорадский, бабочка репница, паук крестовик, рак речной.

Приёмами анализа и синтеза должен овладеть каждый ученик, так как, решение любого поставленного перед ним задания начинается с его анализа и заканчивается синтезом. Наряду с письменными заданиями использую метод проблемного изложения, когда проблемные вопросы пытаюсь решать, размышляя вслух, при объяснении нового материала и побуждаю учащихся к логическому мышлению.

Болото-участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый особой болотной растительностью. Оно характеризуется накоплением мёртвых неразложившихся растительных остатков, со временем превращающихся в торф. Болота возникают при зарастании озёр, в результате переувлажнения почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод и т.д.

  1. Какие экологические факторы определяют особенности среды обитания на болоте?

  2. Спрогнозируйте возможные последствия воздействия человека на болото и его обитателей.

Работаю так же над развитием операции сравнение. Важно, чтобы сравнение проводилось по одинаковым признакам, оно может быть полным и неполным (когда организмы сравниваются только по одному признаку.

Части клетки

Растительная клетка

Животная клетка

Оболочка

Мембрана

Цитоплазма

Ядро

Вакуоль

Хлоропласты

Упражнения на сравнения, как впрочем, и другие, предлагаются систематически, из урока в урок, так как, только в совершенстве овладев приёмом сравнения, учащиеся будут способны совершать более сложные приёмы умственных действий, такие как классификация, систематизация, обобщение. Системность в работе - это очень важно! Поэтому данные упражнения и задания используются в системе на всех этапах урока, в сочетании с другими методами и технологиями, в течение всех лет обучения биологии. [4]

На мой взгляд, при обучении биологии вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем я учу учащихся обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное. В сочетании с методом самостоятельной работы с учебником это способствует формированию умений выделять главное, классифицировать и систематизировать материал. Формирование читательской компетентности иллюстрируют такие формы работы:

  1. Найдите в тексте учебника (с.56) определение термина « Ткань» и выпишите его.

  2. Прочитайте текст (с 56-57) учебника. Выясните, в чём сходство строения и функций покровных тканей растений и животных.

  3. Какие ткани характерны только для животных?

  4. Составьте план текста (п.24) учебника.

  5. Продолжите фразу: «Преимущества объединения клеток в ткани состоит в том, что…»

Коммуникативные компетентности формируют у учащихся умение эффективно сотрудничать с другими людьми. С этой целью использую такую форму игрового задания, как «Составь задание партнеру». Данный методический приём успешно используется мною, как на этапе изучения нового материала, так и при обобщении его. Учащиеся 5-6 классов с огромным удовольствием играют в «Эстафету ВОТ (Вопрос- Ответ)», придумывая вопрос по заданной теме, адресно озвучивая его, и выслушав ответ товарища, оценивают (соглашаются, поправляют и т.д.). При этом формируется умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать, оценивать услышанное, владение монологической и диалогической формами речи. Данные умения формируются также при проведении такой групповой формы работы, как « Марафон кроссвордов». При выполнении индивидуальных или групповых заданий «Составь отзыв на работу товарища», «Подготовьте рассказ о…», «Если можешь, объясни….» и т.д. развивается инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. [3]

Поиск новых средств обучения привёл меня к пониманию того, что сегодня нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Они, несомненно, способствуют формированию другого вида компетентности - самоорганизации. Формирую у подростков умение ставить цели, планировать свои действия, ответственно относиться к своему здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы.

Самообразование - на мой взгляд, главнейшая компетентность, формирующая готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивающая успешность и конкурентоспособность молодого человека.

Анализируя сущность термина «компетентностный подход», можно определить его как сформированную в процессе обучения систему способностей применять накопленную теоретическую базу, приобретённый практический опыт для развития той или иной компетентности. [5]

Нынешний процесс обучения не могу представить без ИКТ -компетентности.

Главной отличительной чертой использования ИКТ в биологическом образовании вижу в перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса, а активная деятельность учащегося приводит к значительному повышению его мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение биологии с использованием ИКТ я рассматриваю как новую форму организации самостоятельного освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития.

Кроме того, изучение в школе предмета «Биология» на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому, моей задачей является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения, в том числе мультимедийных средств, и презентации в частности. Приоритет на уроках отдаю учебному электронному изданию (УЭИ) к учебнику Л.Н.Сухоруковой «Биология. Живой организм. 5-6 класс». Это электронное пособие содержит анимационные и видеоматериалы, фотографии и рисунки, интерактивные схемы и таблицы, 3D модели и словарь терминов, определитель растений и животных, биографии учёных. К большинству уроков прилагаются рублики « Это интересно», «Хрестоматия». Каждый урок снабжён тестами и контрольными работами, позволяющими каждому ребёнку и учителю оценить качество усвоения материала. Как результат использования информационных технологий в процессе обучения - высокий интерес учащихся к предмету « Биология». Данное пособие, наряду с другими приёмами, помогло мне изменить традиционное преподавание, активизировать все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности на уроке. Использование УЭИ на уроках, а так же во время домашней подготовки учащихся, расширят их доступ к справочным системам и электронным библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебными и учебно-методическими материалами, развивает творческие способности учащихся,их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Убеждена, учитель должен не перегружать детей информацией, а должен показать, как самим можно добыть знания. Ребёнок сможет научиться думать, только если информация, которую он получает, полезна и интересна ему. Обучение биологии связано с обобщением знаний о явлениях реального мира. Это возможно благодаря использованию одной из прогрессивных форм обучения в современной школе - исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Тема должна быть актуальна, понятной, вызывать интерес у исполнителя и, наконец, не должна вызывать сомнений в возможности её реализации. Именно этими правилами руководствуюсь я, когда помогаю выбрать тему исследования своим ребятам. Я убеждена, что исследовательские умения необходимо начинать формировать как можно раньше на простых по содержанию и выполнению опытов, например: « Исследование наиболее благоприятных условий для прорастания семян».

Заключение.

Огромный фактический материал, который накоплен каждой наукой, и биологией в том числе, усвоить каждому человеку и, ученику в частности, практически невозможно. Научить ребенка пользоваться современными достижениями в областях любой науки, главная задача меня, как учителя. Как показывает результат диагностических работ, шестиклассники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению. Я должна понять, ЧТО и КАК усвоил конкретный ученик, как он может использовать полученные знания, пополнить их самостоятельно, тем более, что и потребности и интересы с годами меняются. А сегодня, здесь и сейчас, конкретного ребёнка, просто надо научить учиться.

Я постоянно повторяю себе, своим коллегам и своим ученикам слова Коко Шанель «Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать».

Список используемой литературы


1.ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса Источник: Журнал "Управление начальной школой" № 8, 2011 года [Электронный ресурс] menobr.ru свободный (Дата обращения: 10.03.2015г.)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт ООО(5-9кл.) [Электронный ресурс] yandex.ru/yandsearch?text=официальный%20сайт%20фгос%20ноо%20второго%20поколения&lr (Дата обращения: 10.03.2015г.)

3.Агафонова Л.Н. Развитие коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеклассной работе. // Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии.- Краснодар 2012.-с. 9.

4.Агафонова Л.Н. Развитие познавательных процессов учащихся, как основа ранней подготовки к ЕГЭ. //Теория и практика продуктивного образования в современной школе.- Армавир 2009.-с 104

5. Крылов В.В.Актуальные вопросы внедрения образовательного стандарта нового поколения. //Формирование предметных и метапредметных компетенций в процессе обучения в школе. .- Краснодар 2010.-с. 4.





© 2010-2022