Конспект урока Клеточная теория строения организмов

Урок по биологии в 9 классе по счету 34 в теме 10.  Цель: Сформировать знания об истории создания клеточной теории, ее современных положениях. Задачи:Развить понятие о клеточном уровне жизни. Способствовать выработке умений применять положения клеточной теории для доказательства единства живого и неживой природы, единства органического мира. Прививать интерес к предмету. Оборудование: таблица “Строение животной и растительной клетки”, “Строение бактериальной клетки”, компьютер, проектор, экран, ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биология 9 класс 16.01.15

Урок 10 (34)

Тема: Клеточная теория строения организмов.

Цель: Сформировать знания об истории создания клеточной теории, ее современных положениях.

Задачи: Развить понятие о клеточном уровне жизни.

Способствовать выработке умений применять положения клеточной теории для доказательства единства живого и неживой природы, единства органического мира.

Прививать интерес к предмету.

Оборудование: таблица "Строение животной и растительной клетки", "Строение бактериальной клетки", компьютер, проектор, экран, презентация "Клеточная теория строения организмов" (в программе Power Point).

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения: Рассказ с элементами беседы, организация работы текстом учебника, тестирование.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.

  1. Беседа по вопросам.

  • Назовите главные части клетки.

(Ядро и цитоплазма, которые снаружи покрыты клеточной мембраной.)

- Перечислите органоиды, общие для растительной и животной клеток.

(Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр.)

- Чем растительная клетка отличается от животной?

(У растительной клетки, в отличие от животной, имеются оболочка из клетчатки (целлюлозы), пластиды трех типов (хлоропласты - зеленые, хромопласты - красно-оранжево-желтые, лейкопласты - бесцветные) и вауколи с клеточным соком.)

  1. Тестирование.

Тема: «Строение и функции клеток»

1.К эукариотам относятся: а) бактерии, грибы; б) растения, грибы, животные;

в) синезеленые водоросли, растения, животные.

2.Палочковидные формы бактерий: а) кокки; б)бациллы; в)спириллы.

3.Основная особенность строения бактерий: а) наличие нуклеотида;

б) отсутствие митохондрий; в) отсутствие ядра.

4.Бактерии могут существовать: а) только в аэробных условиях;

б) только в анаэробных условиях; в)в любых условиях.

5.В растительной клетке синтез органических веществ из минеральных происходит в:

а) пластидах; б)ядре; в) рибосомах.

6.Процесс поглощения жидкости мембраной клеток называют:

а) фагоцитозом; б) пиноцитозом; в) симбиозом.

7.Основная функция рибосом: а)синтез белка; б) фотосинтез; в) синтез АТФ.

8.Яркую окраску цветов и плодов обеспечивают:

а) лейкопласты; б)хлоропласты; в) хромопласты.

9.Клеточный центр состоит из очень маленьких телец цилиндрической формы, называемых:

а) центромерами; б) центриолями; в) центрами.

10.Основная функция хромосом - это хранение и передача: а) энергии; б) генетической информации; в) пищи и воды.

11.Во всех соматических клетках число хромосом: а) различно; б) изменяется; в)одинаково.

12.Количество хромосом в половых клетках человека равно: а)23; б)46; в) 48.

13.Редупликация ДНК - это: а)ее удвоение; б)ее размножение; в)ее деление.

14.Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению и развитию - это: а) ядро; б) клетка; в) органелла.


  1. Физминутка.

  2. Новая тема.

Вступительное слово учителя. На первых уроках мы с вами познакомились с понятием живого и выделили основные уровни его организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем, потому что без изучения клеточного уровня, без учета биологического поведения клетки и ее взаимодействия нельзя понять живое.

Представление о том, что клетка - это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как клеточная теория, сложилось постепенно в XIX веке. Но на основании, каких данных ученые утверждают, что клетка - своего рода общий знаменатель всех живых систем?

Ответить на поставленный вопрос мы сможем, посмотрев презентацию и поработать с текстом учебника "Клеточная теория строения организмов", в ходе которого вам предстоит заполнить таблицу "Основные этапы клеточной теории».

Год

Ученый

Вклад в развитие теории







1.Учащиеся работают с текстом учебника, заполняют таблицу.

2. Слово учителя: Каждый из ученых, представитель своего времени, но все они вместе установили общие закономерности клеточного строения живых организмов, так как клеточная теория лежит в основе представлений о единстве всего живого, общности его происхождения и эволюционного развития. Клеточная теория в середине XIX века стала общепризнанной и послужила возникновению науки цитологии - наука о клетке.

Клеточная теория сохранила свое значение и в настоящее время. Она дополнена многочисленными материалами о строении, функциях, химическом составе и развитии клеток живых организмов различных царств.

Современная клеточная теория включает в себя следующие положения:

1. Клетка представляет собой основу структурной и функциональной организации растений и животных.

2. Клетки растений и животных сходны по строению и развиваются аналогично (путем деления исходной клетки).

3. Клетки у всех организмов имеют мембранное строение.

4. Ядро клетки представляет ее главный регуляторный органоид.

5. Клеточное строение живых организмов - свидетельство единства их происхождения.

V. Закрепление.

Проверка заполнение таблицы "Основные этапы клеточной теории".

  1. Итог урока.

Клеточная теория, будучи важнейшим достижением естествознания, обосновав единство клеточной организации и общность происхождения растений и животных, сыграла огромную роль в развитии всех разделов биологии, особенно гистологии, эмбриологии, физиологии клетки, эволюционного учения, генетики. На ее основе сложилось и развивалось учение о болезненных процессах у животных, растений и человека.


VII. Домашнее задание.

§ 29, таблица в тетради, подготовиться к контрольной работе.



© 2010-2022