- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока Клеточная теория строения организмов
Конспект урока Клеточная теория строения организмов
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мартынова М.И. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Биология 9 класс 16.01.15
Урок 10 (34)
Тема: Клеточная теория строения организмов.
Цель: Сформировать знания об истории создания клеточной теории, ее современных положениях.
Задачи: Развить понятие о клеточном уровне жизни.
Способствовать выработке умений применять положения клеточной теории для доказательства единства живого и неживой природы, единства органического мира.
Прививать интерес к предмету.
Оборудование: таблица "Строение животной и растительной клетки", "Строение бактериальной клетки", компьютер, проектор, экран, презентация "Клеточная теория строения организмов" (в программе Power Point).
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения: Рассказ с элементами беседы, организация работы текстом учебника, тестирование.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.
-
Беседа по вопросам.
-
Назовите главные части клетки.
(Ядро и цитоплазма, которые снаружи покрыты клеточной мембраной.)
- Перечислите органоиды, общие для растительной и животной клеток.
(Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр.)
- Чем растительная клетка отличается от животной?
(У растительной клетки, в отличие от животной, имеются оболочка из клетчатки (целлюлозы), пластиды трех типов (хлоропласты - зеленые, хромопласты - красно-оранжево-желтые, лейкопласты - бесцветные) и вауколи с клеточным соком.)
-
Тестирование.
Тема: «Строение и функции клеток»
1.К эукариотам относятся: а) бактерии, грибы; б) растения, грибы, животные;
в) синезеленые водоросли, растения, животные.
2.Палочковидные формы бактерий: а) кокки; б)бациллы; в)спириллы.
3.Основная особенность строения бактерий: а) наличие нуклеотида;
б) отсутствие митохондрий; в) отсутствие ядра.
4.Бактерии могут существовать: а) только в аэробных условиях;
б) только в анаэробных условиях; в)в любых условиях.
5.В растительной клетке синтез органических веществ из минеральных происходит в:
а) пластидах; б)ядре; в) рибосомах.
6.Процесс поглощения жидкости мембраной клеток называют:
а) фагоцитозом; б) пиноцитозом; в) симбиозом.
7.Основная функция рибосом: а)синтез белка; б) фотосинтез; в) синтез АТФ.
8.Яркую окраску цветов и плодов обеспечивают:
а) лейкопласты; б)хлоропласты; в) хромопласты.
9.Клеточный центр состоит из очень маленьких телец цилиндрической формы, называемых:
а) центромерами; б) центриолями; в) центрами.
10.Основная функция хромосом - это хранение и передача: а) энергии; б) генетической информации; в) пищи и воды.
11.Во всех соматических клетках число хромосом: а) различно; б) изменяется; в)одинаково.
12.Количество хромосом в половых клетках человека равно: а)23; б)46; в) 48.
13.Редупликация ДНК - это: а)ее удвоение; б)ее размножение; в)ее деление.
14.Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению и развитию - это: а) ядро; б) клетка; в) органелла.
-
Физминутка.
-
Новая тема.
Вступительное слово учителя. На первых уроках мы с вами познакомились с понятием живого и выделили основные уровни его организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем, потому что без изучения клеточного уровня, без учета биологического поведения клетки и ее взаимодействия нельзя понять живое.
Представление о том, что клетка - это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как клеточная теория, сложилось постепенно в XIX веке. Но на основании, каких данных ученые утверждают, что клетка - своего рода общий знаменатель всех живых систем?
Ответить на поставленный вопрос мы сможем, посмотрев презентацию и поработать с текстом учебника "Клеточная теория строения организмов", в ходе которого вам предстоит заполнить таблицу "Основные этапы клеточной теории».
Год
Ученый
Вклад в развитие теории
1.Учащиеся работают с текстом учебника, заполняют таблицу.
2. Слово учителя: Каждый из ученых, представитель своего времени, но все они вместе установили общие закономерности клеточного строения живых организмов, так как клеточная теория лежит в основе представлений о единстве всего живого, общности его происхождения и эволюционного развития. Клеточная теория в середине XIX века стала общепризнанной и послужила возникновению науки цитологии - наука о клетке.
Клеточная теория сохранила свое значение и в настоящее время. Она дополнена многочисленными материалами о строении, функциях, химическом составе и развитии клеток живых организмов различных царств.
Современная клеточная теория включает в себя следующие положения:
1. Клетка представляет собой основу структурной и функциональной организации растений и животных.
2. Клетки растений и животных сходны по строению и развиваются аналогично (путем деления исходной клетки).
3. Клетки у всех организмов имеют мембранное строение.
4. Ядро клетки представляет ее главный регуляторный органоид.
5. Клеточное строение живых организмов - свидетельство единства их происхождения.
V. Закрепление.
Проверка заполнение таблицы "Основные этапы клеточной теории".
-
Итог урока.
Клеточная теория, будучи важнейшим достижением естествознания, обосновав единство клеточной организации и общность происхождения растений и животных, сыграла огромную роль в развитии всех разделов биологии, особенно гистологии, эмбриологии, физиологии клетки, эволюционного учения, генетики. На ее основе сложилось и развивалось учение о болезненных процессах у животных, растений и человека.
VII. Домашнее задание.
§ 29, таблица в тетради, подготовиться к контрольной работе.