- Преподавателю
- Биология
- Спецкурс по биологии для учащихся 9, 11 класса Живой организм
Спецкурс по биологии для учащихся 9, 11 класса Живой организм
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никогосян Н.В. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
п. Ага-Батыр Курского района
Спецкурс
9,11 класс
Автор: В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся старшей ступени и направлен на развитие содержания базового предмета биологии, расширение связей со смежными учебными предметами.
Курс «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме, но и формировать представление об особенностях их развития и жизнедеятельности.
Программа курса адаптирована мною к преподаванию в нашей школе, предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционные системы занятий, игровые моменты, поисковая и проектная деятельность.
Предполагаются лабораторные и практические работы.
Данный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий.(17 часов в 9 классе, 17 часов в 11 классе)
Цель курса
Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.
Задачи курса
Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом, системно-органном уровнях организации живой материи.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Подготовить учащихся к сдаче основного государственного экзамена по биологии.
№
Тема занятия
Дата
Примечания
Введение (1 час)
1
Живой организм как открытая биологическая система
Лекция
Раздел №1. Клетка (2 часа)
2
Прокариотические и эукариотические клетки- сходство и различие
М.Б. Беркенблит; В.В. Чуб. Биология 6 класс. ТОО «Вентана - Граф»
3
Клетки растений, грибов и животных. Неклеточные формы жизни
А.Е.Богоявленская. Активные формы и методы изучения биологии.
Раздел №2. Ткани (5 часов)
4
Общая характеристика растительных тканей
Г.П.Яковлев; В.А.Челомбитько. Ботаника. М.Высшая школа
5
Классификация тканей по выполняемым функциям
Образовательные, покровные, основные , механические, проводящие, выделительные ткани Лабораторная работа № 1 «Строение кожицы листа»
6
Основные группы тканей животного организма
Работа с наглядным материалом (таблицы, муляжи)
7
Эпителиальные и соединительные ткани
Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс
8
Мышечные и нервная ткань
Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс
Раздел №3. Органы (8 часов)
9
Органы растений. Генеративные и вегетативные органы.
Г.П.Яковлев; В.А.Челомбитько. Ботаника. М.Высшая школа
10
Корень. Функции корня и его частей
Лабораторная работа №2 «Строение стержневой и мочковатой корневой системы»
11
Побег (строение, ветвление), почка, стебель (строение, рост)
Г.П.Яковлев; В.А.Челомбитько. Ботаника. М.Высшая школа
12
Внешнее строение листа, листорасположение, видоизменение листьев
Лабораторная работа №3 «Простые и сложные листья»
13
Соцветия: простые и сложные, плоды, семя
Практическая работа №1 «Сравнение семян однодольных и двудольных растений»
14
Органы животных. Системы органов
Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс
15
Покровная система. Кожа и слизистые оболочки
Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс
16
Дыхательная система. Меры предупреждения заболеваний дыхательной системы
Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс
Раздел №4. Организм как единое целое (1 час)
17
Жизненные формы растений. Взаимодействие всех органов и систем животных
М.Б. Беркенблит; В.В. Чуб. Биология 6 класс. ТОО «Вентана - Граф»
Раздел №5. Жизнедеятельность организма (19 часов)
18
Опорные системы растений
19
Движение одноклеточных и многоклеточных животных
Лабораторная работа №5
«Движение дождевого червя»
20
Роль устьиц и чечевичек в дыхании растения
Мир растений. Детская энциклопедия
21
Дыхание животных
CD; урок с компьютерной поддержкой
22
Поглощение корнями воды и минеральных веществ
Лабораторная работа№6 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
23
Гемолимфа, кровь, лимфа: состав и значение у животных.
Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс
23
Почвенное питание растений
М.Б. Беркенблит; В.В. Чуб. Биология 6 класс. ТОО «Вентана - Граф»
24
Воздушное питание (фотосинтез)
Закладка опыта, доказывающего образования крахмала в листьях на свету
25
Питание животных. Хищники, симбионты, паразиты.
Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс
26
Выделение как процесс выведения из организма продуктов метаболизма
Мир растений. Детская энциклопедия
27
Выделение у растений. Значение листопада.
М.Б. Беркенблит; В.В. Чуб. Биология 6 класс. ТОО «Вентана - Граф»
28
Выделение у животных. Типы выделительных систем
Демонстрация модели почки
29
Сущность и значение обмена веществ
Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс
30
Виды размножения
CD; урок с компьютерной поддержкой
31
Двойное оплодотворение у растений
CD; урок с компьютерной поддержкой
32
Двуполые и гермафродитные животные организмы
Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс
33
Распространение плодов и семян
Экскурсия
«Сбор раздаточного материала»
34
Связь организма с внешней средой, приспособление к изменениям внешней среды
М.Б. Беркенблит; В.В. Чуб. Биология 6 класс. ТОО «Вентана - Граф»
35
Обобщение
Урок-тест
Список литературы:
-
Билич Г.Л., Крыженовский В.А. Биология: Полный курс. Т. 1-3. М.: Оникс21 век, 2002.
-
Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
-
Кемп.П.,Армс К. Ведение в биологию. Т. 1-3. М.: Мир, 1988.
-
Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.
-
Мамонтов С.г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004.
-
Медников Б.М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
-
Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 2001.